Новости
Аллергология: обзор отечественных публикаций. Февраль-2022
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 17.03.2022
- 607
Приветствуем всех коллег в нашем блоге. Предлагаем вашему вниманию краткий обзор отечественных публикаций за последние месяцы.
Начнем с одной из наиболее актуальных проблем современной аллергологии – лечения бронхиальной астмы.
Авторы первой статьи во введении напоминают, что в основе неаллергической, эозинофильной тяжёлой бронхиальной астмы и хронического полипозного риносинусита лежит Т2-воспаление. Существующие таргетные препараты, направленные против IL-5, могут улучшать клинико-функциональные показатели у пациентов с сочетанием тяжёлой астмы и хронического полипозного риносинусита.
В связи с этим, они поставили перед собой цель ― оценить эффективность меполизумаба у пациентов с неаллергической тяжёлой бронхиальной астмой и сопутствующими воспалительными заболеваниями носа в реальной клинической практике.
Материалы и методы. Исследование проводилось без контрольной группы, методом сравнения связанных совокупностей (анализ «до-после») на основе Свердловского областного регистра взрослых пациентов с тяжёлой бронхиальной астмой и сопутствующими воспалительными заболеваниями носа. В качестве первичной конечной точки оценивали достижение контроля над астмой (опросник АСТ) и уменьшение доли пациентов с неконтролируемой тяжёлой астмой. Оценивали также количество обострений астмы, вызовов скорой медицинской помощи и госпитализаций, качество жизни по опроснику AQLQ, уровень эозинофилов периферической крови, функцию внешнего дыхания (объём форсированного выдоха за первую секунду, форсированную жизненную ёмкость лёгких, а также соотношение этих параметров). Динамика состояния пациентов с воспалительными заболеваниями носа оценивалась по опросникам SNOT-22 и ВАШ.
Результаты. За 12 мес. терапии меполизумабом АСТ увеличился с 9 до 22 баллов (p<0,001). Доля пациентов с неконтролируемой астмой снизилась со 100 до 10% (p<0,001). Снизилось количество обострений астмы с 3,18±2,8 случая на пациента в год до 0 (p<0,001) и госпитализаций с 0,57±0,9 до 0 (р=0,007). Качество жизни по AQLQ повысилось с 3,48±1,05 (95% ДИ 2,73–4,24) до 5,59±0,88 баллов (p<0,001).Количество эозинофилов крови снизилось с 442 до 90 кл/мкл (p<0,001). Наблюдалось увеличение ОФВ1 с 63,9±24,2% до 80,5±18,3% (p=0,015). По опроснику SNOT-22 получено снижение на 33 пункта ― с 45±30 до 22±15 (p=0,006), по ВАШ ― на 5 баллов: с 8 до 3 (p=0,017).
Заключение. По результатам исследования наблюдались улучшение контроля над астмой, уменьшение количества обострений бронхиальной астмы, улучшение качества жизни по AQLQ. Выявлено также статистически значимое снижение уровня эозинофилов в периферической крови и улучшение функции внешнего дыхания. Со стороны сопутствующих воспалительных заболеваний носа отмечалось существенное улучшение носового дыхания, подтверждаемое данными опросников SNOT-22 и ВАШ.
Перейдем к обсуждению не менее актуальной проблемы – лечение аллергического ринита.
Цель исследования. Определить влияние озонотерапии на клинические показатели и состояние иммунитета у детей со среднетяжелым течением персистирующего аллергического ринита.
Материал и методы. Под наблюдением находились дети в возрасте 5–10 лет со среднетяжелым персистирующим аллергическим ринитом, которые были подразделены на две группы случайным образом. Первая группа больных аллергическим ринитом получала комплексную общепринятую терапию, вторая группа больных аллергическим ринитом — комплексное лечение в сочетании с озонотерапией. У больных аллергическим ринитом изучали клинические показатели, исследовали в периоды обострения заболевания и клинической ремиссии параметры иммунологической реактивности.
Результаты. Установлено, что включение озонотерапии в комплексное лечение пациентов второй группы обеспечивало более быстрое наступление полной клинической ремиссии (на 3,7 суток раньше, чем в первой группе пациентов) и нормализацию большинства параметров иммунитета, повышение экспрессии толл-подобных рецепторов на лейкоцитарных клетках. Продолжительность полной клинической ремиссии в группе больных аллергическим ринитом, получавших комплексное лечение в сочетании с озонотерапией (9,3±2 мес.) превышала более чем в два раза (в 2,4 раза) ее продолжительность в группе больных аллергическим ринитом, получавших комплексную общепринятую терапию (3,9±0,3 мес.).
Следующая статья посвящена проблемам аллерген-специфической иммунотерапии.
Во введении авторы статьи напоминают, что неуклонный рост IgE-зависимых заболеваний наблюдается во всем мире. Высокоэффективные фармакологические средства позволяют контролировать течение аллергического заболевания, успешно достигать ремиссии, предупреждать обострение, но не могут влиять на течение самого аллергического процесса, лежащего в основе патогенеза этих заболеваний.
Аллергенспецифическая иммунотерапия (АСИТ) – единственный метод лечения, способный коренным образом менять ответ иммунной системы на аллерген, а следовательно, на естественное течение болезни. АСИТ, действуя практически на все патогенетически значимые звенья аллергического процесса, тормозит раннюю и позднюю фазы IgE-опосредованной аллергической реакции, что является неоспоримым преимуществом этого метода терапии. Сегодня клиническая ценность АСИТ общепризнана.
Однако, несмотря на высокую эффективность как подкожного, так и сублингвального методов АСИТ, случаются неудачи, когда клинический эффект не достигнут или же минимален. В статье проанализированы причины неэффективности терапии, которые могут быть связаны с особенностями течения болезни у конкретного пациента, ошибками в диагнозе, выборе аллергена для лечения, поздней диагностикой аллергического заболевания и несвоевременным назначением АСИТ, когда уже возникают осложнения или присоединяются сопутствующие заболевания.
Взаимодействие врача и пациента – важный аспект достижения успеха лечения. Безусловно, врач, проводящий АСИТ, должен хорошо владеть этим уникальным методом лечения аллергических заболеваний, знать протокол лечения, уметь вносить изменения в схему лечения при появлении нежелательных побочных реакций и контролировать правильность приема аллергена, особенно это касается сублингвального метода АСИТ. Высокие поддерживающая и кумулятивные дозы аллергена, достаточное количество курсов иммунотерапии, продолжительность лечения – несомненные составляющие успеха. Начиная АСИТ, клиницист обязан учитывать все эти аспекты.
В последней статье сегодняшнего обзора описан редкий случай аллергии на такой распространенный фрукт как лимон.
Авторы напоминают в преамбуле к статье, что аллергия на лимон может быть обусловлена как IgE-опосредованными, так и IgG-зависимыми механизмами, либо иметь комбинированное IgE/IgG-зависимое или другое происхождение. Аллергические реакции при употреблении в пищу лимона клинически проявляются широким спектром разнообразных симптомов, в том числе нарушениями функции пищеварительной системы (хейлит, эозинофильный эзофагит, гастроэнтерит, колит, синдром раздражённого кишечника). Среди отсроченных аллергических реакций на части плода или эфирные масла лимона описаны только проявления контактного дерматита. В современных публикациях данные о реакциях на лимон и его компоненты со стороны желудочно-кишечного тракта немногочисленны и представляют собой описания отдельных случаев или анализ частоты сенсибилизации к лимону среди групп пациентов с аллергической патологией пищеварительной системы.
В основной части статьи впервые описан клинический случай сочетанной немедленной и отсроченной аллергической реакции на употребление в пищу лимона, проявившейся оральным аллергическим синдромом и гастроинтестинальными симптомами, у женщины 31 года.
У пациентки выявлена полисенсибилизация к различным пищевым, бытовым и пыльцевым антигенам, перекрёстная аллергия к плодам семейства Рутовые (апельсин, мандарин, грейпфрут). При помощи прик+прик-теста и иммуноферментного исследования у неё определены аллергия и сенсибилизация к аллергенам мякоти лимона. Установлено наличие в мякоти лимона одного или нескольких термолабильных антигенов, вызывающих немедленные и отсроченные симптомы аллергии. Установлена способность термолабильных аллергенов и/или отдельных антигенных детерминант вызывать отсроченные аллергические реакции, несмотря на воздействие протеолитических ферментов желудочно-кишечного тракта и соляной кислоты.
Авторы считают, что для подтверждения указанных свойств аллергенных эпитопов целесообразно проведение дополнительных исследований, включающих не только термическое воздействие, но и обработку соляной кислотой и ферментами.
На этом обзор завершаю. До новых встреч.