Новости
Аллергология: обзор отечественных публикаций. Март
- 01.04.2021
- 1140
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня предлагаю вам небольшой обзор отечественных публикаций за последние месяцы.
Первые 3 публикации в сегодняшнем обзоре посвящены проблемам аллергологии в детском возрасте.
1. Особенности вакцинопрофилактики детей с аллергическими заболеваниями (Жестков А.В., Побежимова О.О., Сидорова О.С.).
Одной из наиболее важных проблем детской аллергологии является вакцинопрофилактика детей с аллергическими заболеваниями1. Авторы статьи во введении напоминают о видах иммунопрофилактики, а также о требованиях, предъявляемых к современным вакцинам. В основной части обсуждаются особенности проведения вакцинопрофилактики при различных аллергических заболеваниях.
Приведем выводы авторов, поскольку они отражают суть статьи:
- Дети с аллергическими заболеваниями нуждаются в вакцинопрофилактике больше, чем здоровые дети. Аллергические заболевания у детей в России — наиболее частая причина непривитости детей на 1–2 году жизни, тогда как в мире атопия — дополнительное показание к вакцинации, поскольку медикаментозное лечение инфекций несет высокий риск аллергических реакций. Больным бронхиальной астмой особо показаны прививки от коклюша, гриппа и пневмококковой инфекции, т.к. эти инфекции опасны своими осложнениями. Возможность вакцинации детей с атопическим дерматитом и другой аллергопатологией была показана еще 20 лет тому назад. Аллергия у ребенка является поводом для отвода от прививок только до окончания острых проявлений и выхода в ремиссию. При отправлении к аллергологу следует ставить вопрос о степени активности процесса и необходимой терапии, а не разрешения на прививку.
- Для вакцинации детей с аллергическими заболеваниями существует общее правило: таких детей прививают на фоне полной ремиссии, в том числе на фоне усиления специфической терапии: антигистаминных препаратов и бронходилататоров за 5–7 дней до прививки и в течение 1–2 нед. после нее. Как живые, так и инактивированные вакцины практически не стимулируют стойкого повышения уровня общего IgE и продукцию специфических IgE-антитела
2. Helicobacter Pylori и ее роль в течении хронической крапивницы у детей (Назаретян В.Г., Шаншоева Н.Ш., Боровлева Л.И.).
Авторы следующей статьи попытались выявить роль хеликобактерной инфекции в течении хронической крапивницы у детей2. С этой целью они обследовали 78 детей в возрасте от 6 до 17 лет с острой и хронической рецидивирующей крапивницей. Детям с хронической крапивницей и рецидивирующими аллергическими отеками проведено комплексное обследование органов желудочно-кишечного тракта, ИФА исследование крови на антитела к Helicobacter pylori (H. pylori). Всем детям с лабораторно подтвержденной хеликобактерной инфекцией был проведен 7-10-и дневный курс эрадикационной терапии тремя препаратами по схеме: De-Nol®, Macmiror (нифурател), Flemoxin Solutab (амоксициллин+клавулоновая кислота). Дети, анализ крови у которых показал отсутствие хеликобактерной инфекции, получали антацидный препарат и цетиризин.
В результате, через месяц после лечения у 9 детей с хронической крапивницей, получивших эрадикационную терапию против H. рylori, полностью отсутствовали жалобы на боли в животе. Полное отсутствие рецидивов уртикарных высыпаний наблюдали у 3 детей, получивших тройную терапию против H. рylori. У этих детей не было отмечено ни одного эпизода крапивницы, в течение полугода после проведенного курса эрадикационной терапии. У 7 детей с хронической крапивницей был достигнут непродолжительный положительный эффект.
Через 6 месяцев после проведенного курса эрадикации были отмечены рецидивы крапивницы у 4 пациентов, у двоих через 1 год, и у одного ребенка тяжелое обострение крапивницы произошло через 1 месяц после проведения курса эрадикации H. рylori.
Наблюдение за детьми с отрицательными тестами ИФА на H. Рylori, выявило, что стойкая клиническая ремиссия хронической крапивницы в течение первых шести месяцев была достигнута у 54% детей, а в течение года – у 61% детей. У оставшихся пациентов после проведенного лечения мы наблюдали уменьшение частоты рецидивов хронической крапивницы
На основании полученных данных авторами сделан вывод, что одним из факторов, утяжеляющих течение хронической крапивницы и ухудшающих ее прогноз, является наличие у больного ребенка сопутствующей хронической патологии желудочно-кишечного тракта, а также инфицирование H. pylori.
3. Ранняя постнатальная коррекция микробиоты кишечника, как главный фактор первичной профилактики атопии (методические рекомендации для врачей) (Перевощикова Н.К., Гладков С.Ф., Пичугина Ю.С. и др.).
Следующая статья представляет собой методические рекомендации по профилактике атопии у детей путем коррекции микробиоты кишечника в раннем постнатальном периоде3.
Пособие отражает современный подход к лечению и первичной профилактике атопических заболеваний у детей и содержит объективную информацию, накопленную в течение длительного времени. Представлен концептуально новый подход к моделированию микросимбиоценоза у детей с наследственной предрасположенностью к атопии, основанный на применении бактериофагов. Представлена оригинальная методика, позволяющая в первые недели жизни ребенка, на основании клинических биомаркеров, проводить превентивное лечение, основой которого является селективная деконтаминация представителей условно-патогенной микрофлоры кишечника, как основного фактора реализации атопического фенотипа.
4. Роль аллергозов в диагностике и лечении ВИЧ-инфекции (по данным метаанализа) (Нора С.А., Архипов Г.С., Кропачев И.Г., Архипова Е.И.).
Авторы последней в сегодняшнем обзоре статьи проанализировали имеющиеся в современной литературе научные данные о развитии аллергических реакций на фоне ВИЧ-инфекции4. Рассмотрены основные статистические сведения по ВИЧ-инфекции и аллергическим заболеваниям на территории Российской Федерации. В статье даны сведения о развитии аллергических реакций у ВИЧ-инфицированных пациентов на основании клинических и лабораторных данных. Особое внимание при изучении аллергий у ВИЧ-инфицированных отводится лекарственной аллергии, так как аллергические реакции на определенные лекарственные препараты могут усложнить подбор антиретровирусной терапии и лечения коморбидных состояний. Лекарственная аллергия рассмотрена для каждой из основных групп лекарственных препаратов, применяемых для антиретровирусной терапии ВИЧ-инфицированных пациентов, приведены конкретные примеры антиретровирусных препаратов, на которые чаще всего развивается аллергическая реакция.
Кроме того, авторы уточняют, что не только антиретровирусная терапия способна вызывать аллергические реакции у ВИЧ-инфицированных пациентов. Так, при профилактике туберкулеза изониазидом возможно развитие аллергических реакций. Авторы ссылаются на данные исследования, в котором у 0,25% пациентов, получавших изониазид по профилактической схеме, развилась аллергическая сыпь. Противогрибковые средства также могут вызывать аллергические реакции у ВИЧ-инфицированных пациентов. По данным авторов, в некоторых исследованиях были отмечены аллергические реакции в виде макулопапулезных сыпей, диффузной эритемы, ангиодермии, синдрома Стивенса— Джонсона в ответ на назначение флуконазола.
В заключении они резюмируют, что изучение аллергических реакций у ВИЧ-инфицированных имеет важное клиническое значение. Понимание механизмов развития аллергии у ВИЧ-инфицированных пациентов позволит лучше понять патогенез данного заболевания и особенности коморбидного фона, что позволит улучшить существующие схемы диагностики и лечения ВИЧ-инфекции. Отдельного внимания, по мнению авторов, требует изучение перекрестных реакций, что особенно важно при назначении пациентам антиретровирусной терапии.
На этом сегодняшний обзор завершаю. До новых встреч.