Новости
Аллергология: обзор отечественных публикаций. Ноябрь-2023
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 24.11.2023
- 445
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня предлагаем вашему вниманию обзор отечественных публикаций за последние месяцы.
Введение. Аллергический ринит (АР) – одно из самых распространенных заболеваний у детей, влияющее, в случае отсутствия контроля симптомов, на качество сна, когнитивную сферу и физическую активность. Цель лечения АР – достижение и поддержание контроля симптомов, оцениваемого по визуальной аналоговой шкале (ВАШ). Для достижения этой цели применяется ступенчатый подход, важной составляющей которого является применение фиксированных комбинаций интраназальных кортикостероидов и интраназальных антигистаминных препаратов, особенно в случае среднетяжелых и тяжелых симптомов АР. В России единственной подобной комбинацией, разрешенной к применению у детей, является олопатадина гидрохлорид 600 мкг + мометазона фуроат 25 мкг/1 доза (ОЛО/МФ, Риалтрис, спрей назальный дозированный).
Цель исследования: оценка клинической эффективности и переносимости препарата ОЛО/МФ у детей 6–17 лет с АР в реальной клинической практике на основе опыта врача.
Материал и методы. В исследовании приняли участие 515 пациентов в возрасте от 6 до 17 лет, которым назначали ОЛО/МФ в соответствии с инструкцией: интраназально по два впрыскивания в каждый носовой ход два раза в сутки детям с 12 до 17 лет и по одному впрыскиванию в каждый носовой ход два раза в сутки детям с 6 до 11 лет на протяжении не менее 14 дней. Оценка проводилась на двух визитах: начальный визит в момент обращения и заключительный по окончании лечения. Выраженность назальных и глазных симптомов АР оценивали по ВАШ (от0 до 100 баллов); показатели качества жизни, связанные с АР, – по опроснику SNOT-22, удовлетворенность пациентов и врачей назначенной терапией – с использованием шкалы Ликерта. Родители пациентов, согласившиеся принять участие в исследовании, подписали добровольное информированное согласие и выразили готовность приобрести препарат самостоятельно.
Результаты. У 70% пациентов наблюдалась средняя степень тяжести АР, еще 7% имели тяжелые симптомы АР в момент начала терапии ОЛО/МФ. Средняя оценка по ВАШ составила 60 (40–75) баллов (Ме (Q1–Q3)). В результате 14-дневной терапии у детей отмечено значимое (р < 0,001) уменьшение симптомов АР – до 14 (5–30) баллов по ВАШ и улучшение качества жизни – снижение количества баллов по опроснику SNOT-22 с 53 (32–70) до 13 (5–30). Доля пациентов, которые почувствовали улучшение в первый день, составила 88% (n = 453). Нежелательных явлений при применении препарата ОЛО/МФ не зарегистрировано. Полностью удовлетворены или удовлетворены лечением оказались 96,7% пациентов и 97,9% врачей.
Выводы. Фиксированная комбинация ОЛО/МФ (назальный спрей Риалтрис) является высокоэффективным, хорошо переносимым препаратом, характеризующимся быстрым наступлением эффекта, для терапии симптомов сезонного АР у детей с 6 лет и круглогодичного АР у взрослых и детей с 12 лет. ОЛО/МФ возможно назначать в качестве стартовой терапии в зависимости от выраженности симптомов АР, а также в случае недостаточной эффективности предыдущего лечения.
Введение. Аллергический ринит (АР) является одним из наиболее распространенных заболеваний в детском возрасте и встречается у 25–30% детей. Растет количество случаев поздно диагностируемого АР, так как от момента дебюта заболевания до постановки диагноза может проходить длительный срок, а также современные методы диагностики не всегда являются достоверными у детей, особенно раннего возраста, ввиду ряда особенностей и широкой вариации при других патологиях.
Цель исследования – проанализировать эффективность предложенного подхода ранней диагностики аллергического ринита у детей на примере Одинцовского городского округа.
Материал и методы. Проведено статистическое ретроспективное исследование за 2017–2021 гг. показателей работы поликлиники с оценкой динамики численности детей с установленным диагнозом АР. Предложена модель ранней диагностики АР на амбулаторном этапе, включающая оценку показателей риноцитограммы, общего анализа крови (эозинофилия) и капилляроскопии. В исследовании приняли участие 4276 детей от ноля до 17 лет.
Результаты. Отмечается ежегодный рост превалентности АР в г. Одинцове: в 2017 г. 1,31% детей имели диагноз АР, в 2018 г. – 1,32%, в 2019 г. – 1,37%, в 2020 г. – 1,55%. Из основной группы 22 детям был верифицирован диагноз АР (27,8% от всех впервые установленных диагнозов). Учитывая возрастные периоды, наибольшее количество установленных диагнозов АР в основной группе было в подгруппе 13 лет и старше – девять детей (четыре мальчика и пять девочек).
Заключение. Включение в диагностический алгоритм АР раннего диагностического этапа на примере г. Одинцова показало высокий диагностический потенциал до проведения классического алгоритма диагностики, а экстраполирование данной модели на популяционное клиническое исследование имеет высокий социально-экономический потенциал.
Цель работы: разработка модели прогнозирования течения атопического дерматита у детей.
Материалы и методы. Осуществлено комплексное исследование 209 детей с установленным диагнозом атопический дерматит (младенческая форма диагностирована у 33,6% больных, детская – у 52,9%, подростковая – у 13,5%). При помощи метода логит-регрессии проведён статистический анализ факторов, оказывающих влияние на данный патологический процесс и повышающих риск тяжёлого течения заболевания.
Результаты. Создана математическая модель, которая помогает оценить прогноз риска развития атопического дерматита тяжёлой степени у детей. Она включает в себя такие компоненты, как количество прожитых лет, возраст начала заболевания, оценку по шкале SCORAD, форму АД, наличие патологии ЖКТ. Взаимосвязь между данными факторами может быть представлена в виде функции:
P=expg/(1+expg), при g=22,7+0,49*X–0,32*Y–0,55*Z–4,5*N–1,1M,
где: X – количество прожитых лет, лет; Y – Возраст начала АД (1 – до 0,5; 2 – от 0,5 до 1, 3 – от 1 до 3; 4 – старше 3), лет; Z – SCORAD, баллы; N – форма АД (1 – ограниченный, 2 – распространённый, 3 – диффузный); M – патология ЖКТ (1 – есть, 0 – нет).
В дальнейшем с помощью ROC-анализа была определена дифференциальная точка разделения для Y, равная 0,386. На основании полученных данных создана компьютерная программа, дающая возможность в течение нескольких секунд рассчитать риск тяжёлого течения заболевания.
Заключение. Разработанная модель даёт возможность оперативно определять прогноз течения атопического дерматита у больного, что является необходимым в условиях растущей распространённости данного заболевания и позволяет своевременно оценить риски и провести коррекцию местной и системной терапии.
Введение. Периодический синдром, связанный с рецептором фактора некроза опухоли (TRAPS), является аутосомно-доминантным аутовоспалительным синдромом, характеризующимся длительными и повторяющимися эпизодами лихорадки, болями в животе и/или груди, артралгиями, миалгиями и эритематозной сыпью. TRAPS ассоциирован с гетерозиготными вариантами в гене TNFRSF1A, который кодирует рецептор TNFR1 (рецептор фактора некроза опухоли 1). Вызывающие заболевание варианты обнаруживаются исключительно во внеклеточном домене TNFR1 и влияют на структуру рецептора и связывание с лигандом TNF. Амилоидоз является причиной смертности при TRAPS. За последние два десятилетия новые методы лечения изменили прогрессирование и исход заболевания.
Основная часть. В статье приведен клинический пример пациента с TRAPS.
Пациент В., 39 лет, обратился на прием к аллергологу-иммунологу с жалобами на рецидивирующие высыпания без зуда, повышение температуры тела до 38–40 °С, отечность лица и воспаление глаз.
Анамнез заболевания. С 2010 г. появились периодические подъемы температуры до 38–39 °С, с выраженными ознобами, до 6–8 раз в год, каждый эпизод продолжительностью 5–14 дней. Периодически на фоне подъема температуры отмечал отечность периорбитальной области, гиперемию конъюнктив, ломоту в теле, высыпания на теле. В 2020 г. дочери пациента диагностирован TRAPS. Пациенту также проведено молекулярно-генетическое обследование. Обнаружена мутация в гене TNFRSF1A, версия генома GRCh38p3.
На основании жалоб, анамнеза и молекулярно-генетического обследования выставлен диагноз: «TNFr-ассоциированный периодический синдром (TRAPS). Хронический гломерулонефрит, гематурического типа. Хроническая болезнь почек С2А1. Амилоидоз?». После дообследования заключение нефролога: хронический гломерулонефрит гематурического типа; хроническая болезнь почек С2А1. Артериальная гипертензия 2-й стадии, риск 3. Гиперурикемия. Решается вопрос о долгосрочной терапии ингибитором IL-1 (канакинумаб).
Заключение. Для врачей важно распознавать клинические особенности пациентов с TRAPS. Возникшие в детстве длительные рецидивирующие лихорадки с сильной болью в животе, миалгией/артралгией, сыпью и положительным семейным анамнезом указывают на наличие TRAPS, и всех пациентов с подозрением на наличие TRAPS следует обследовать с помощью генетического тестирования на варианты зародышевой линии TNFRSF1A. Пациенты с TRAPS со структурными вариантами и высоким CRPS должны лечиться биологическими препаратами (блокаторы IL-1) и регулярно проходить обследование на протеинурию. Необходимо также проводить обучающие циклы по аутовоспалительным заболеваниям для врачей различного звена, что повысит информированность о моногенных аутовоспалительных заболеваниях.
Наш обзор завершен. До новых встреч.