Новости
Цифровая аускультация - новые возможности в педиатрической практике
- 03.02.2021
- 1256
Как известно, метод аускультации был предложен Лаэннеком в 1819 г. С тех пор он прочно вошел в медицинскую практику и стал рутинным методом обследования пациентов с заболеваниями органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Его неоспоримыми достоинствами является простота, доступность, дешевизна.
Однако, с течением времени начали накапливаться сведения о недостатках метода классической аускультации. Так, M.E. Tavel отмечает, что стандартный акустический стетоскоп не может обрабатывать, хранить и воспроизводить звуки или обеспечивать визуальное отображение, а обучение будущих врачей аускультации затруднено из-за отсутствия средств для одновременного распространения одних и тех же звуков более чем одному слушателю. Авторы также указывают на субъективность данного метода - даже у врачей с большим опытом могут быть разногласия в интерпретации данных аускультации1. Кроме того, в ряде зарубежных публикаций отмечаются такие недостатки метода классической аускультации как: потеря высоких частот при использовании мелких насадок на стетоскоп; ограничения человеческого слухового аппарата, которые включают в себя нечувствительность к низким частотам, медленные ответы на быстро возникающие, короткие звуковые события, а также маскировку громкими звуками возникающих одновременно мягких и т.д.2.
Новую эру в аускультации открыло развитие электронных и цифровых стетоскопов. Цифровой стетоскоп состоит из трех различных модулей, отвечающих за сбор данных, их предварительную обработку и обработку сигналов – преобразование акустических звуков в электронные сигналы, которые могут быть дополнительно усилены для оптимизации аускультации. Последующая оцифровка электронных сигналов позволяет передавать звуки на компьютер для автоматизированного анализа, графической визуализации, хранения и архивирования. При использовании нескольких цифровых стетоскопов возможна беспроводная передача звуков – через Bluetooth-соединение – в удаленную обрабатывающую сеть, способствующая развитию и потенциальному применению телемедицины3.
Кроме того, цифровой стетоскоп, подавляя окружающий шум и звуки трения, позволяет врачу максимально точно распознавать звуковые феномены сердца и легких. Это способствует более точной диагностике, основанной на количественной клинической оценке, и тем самым повышает качество медицинской помощи3.
Следует отметить, что применение автоматической акустической интерпретации открывает широкие возможности не только в диагностике, но и в совершенствовании клинического обучения у постели больного. Наконец, врачи со сниженным слухом (например, большинство практикующих врачей старше 60 лет) могут беспрепятственно использовать цифровой стетоскоп3.
Однако, применение цифровой аускультации в педиатрической практике пока весьма ограничено ввиду отсутствия достаточного опыта. В публикации Н.А. Мокиной с соавт. приводятся результаты изучения возможностей применения цифрового стетоскопа при бронхиальной астме у детей4. В результате проведенного анализа авторами была выявлена достаточная чувствительность, специфичность и информативность для методики цифрового стетоскопа (≥95%) при бронхиальной астме у детей. Корреляционный анализ показал, что параметры электронной аускультации достоверно коррелируют с большинством показателей спирометрии, что подтверждает и клинико-диагностическую значимость метода электронной аускультации при бронхиальной астме у детей.
Довольно высокую оценку метод цифровой аускультации получил и в публикации Р.Р. Баязитова и М.А. Рустамова5. Авторы отмечают, что при использовании электронного прибора аускультативные признаки прослушивались отчетливо, и их проще было дифференцировать от других звуковых явлений. В результате сравнения двух методов аускультации (классического и цифрового) был подтвержден лучший эффект цифровой аускультации. У 68,7% пациентов классическая аускультация была недостаточно информативна: не прослушивались аускультативные шумы — их заглушали другие звуковые явления.
Таким образом, цифровая аускультация представляется весьма информативным методом объективного обследования пациентов в педиатрической практике. Однако, на сегодняшний день опыт его применения весьма ограничен, что обусловливает необходимость продолжения исследований в этой области.