Новости
Гастроэнтерология: обзор отечественных публикаций. Апрель-2022
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 30.04.2022
- 734
Приветствуем всех коллег-гастроэнтерологов в нашем блоге. Ознакомьтесь пожалуйста с небольшим обзором публикаций отечественных авторов за последние месяцы.
Цель работы: выявить возможные корреляционные связи между содержанием различных микроорганизмов в толстой кишке и клиническими, эндоскопическими, морфологическими и психосоматическими проявлениями хронического гастродуоденита, ассоциированного с Helicobacter pylori (НР).
Материалы и методы: авторы провели обследование 103 пациентов с хроническим гастродуоденитом, ассоциированным с НР. Всем больным было проведено комплексное обследование, которое включало: оценку жалоб, эндоскопическое исследование верхних отделов желудочно- кишечного тракта (ЖКТ) с оценкой гиперемии, отека, эрозивных изменений в слизистой оболочке желудка и двенадцатиперстной кишки, верификацию инфекции НР (быстрый уреазный тест, гистологические исследование, молекулярно- генетическое исследование), гистологическое исследование слизистой оболочки тела и антрального отдела желудка с выявлением нейтрофильной, лимфоплазмоцитарной инфильтрации, кровоизлияний, отека, признаков атрофии, метаплазии, дисплазии), бактериологическое исследование кала для оценки состояния кишечной микробиоты, психологическое тестирование для оценки уровня тревоги и депрессии.
Результаты: снижение содержания представителей облигатной нормофлоры (бифидобактерии, лактобациллы) и повышение уровня условно- патогенных микроорганизмов, стафилококков и дрожжеподобных грибов рода Candida в толстой кишке сопряжено с повышением выраженности клинических, эндоскопических и гистологических признаков хронического гастродуоденита, а также с повышением тревожности и склонности к депрессии. Выявлены взаимосвязи между степенью обсемененности НР слизистой оболочки желудка и уровнем бифидобактерий и грибов рода Candida в толстой кишке: степень обсемененности НР тела желудка была меньшей при достаточном содержании бифидобактерий (r= –0,29, p=0,029) и увеличивалась как в теле (r=0,28, p=0,032), так и в антральном отделе (r=0,30, p=0,006) по мере повышения количества грибов рода Candida в толстой кишке.
Выводы: Выявление взаимосвязей между наличием НР в желудке и нарушениями микробиоты кишечника может способствовать расширению представлений о патогенезе хеликобактериоза, а также служить конструктивной основой для выработки рекомендаций по повышению эффективности и безопасности лечения заболеваний, ассоциированных с инфекцией НР, в частности, посредством использования препаратов для коррекции нарушений кишечной микробиоты.
Диагностика, профилактика и лечение инфицированного панкреонекроза являются дискутабельной и не до конца решенной проблемой пакреатологии. Используемая на сегодняшний день традиционная лабораторно-инструментальная диагностика позволяет установить диагноз инфицированного панкреонекроза, выявить его осложнения, как правило, на поздних стадиях развития гнойно-воспалительного процесса, что не дает возможности для своевременной корректировки лечебной тактики.
Авторы предлагают новый подход к прогнозированию развития инфекционных осложнений при панкреонекрозе. Они проводили исследование концентрации фермента Ubiquitin Protein Ligase E3 в плазме крови у больных с острым панкреатитом, параллельно с этим оценивая тяжесть состояния пациентов по шкале LODS.
В результате, авторы установили, что интегральная оценка тяжести течения панкреонекроза 8 баллов и более по шкале LODS свидетельствует о развитии инфицированных форм заболевания. Однако этот диагностический прием позволяет предположить формирование инфицированного панкреонекроза (ИПН) достаточно поздно – на 15–19 сутки с момента установления диагноза стерильного панкреонекроза (СПН). В то же время, они выявили корреляционную связь между формой панкреонекроза и повышением концентрации Ubiquitin Protein Ligase E3 в динамике заболевания. Следовательно, определение этого фермента в плазме крови может быть более ранним биомаркером развития ИПН. Это позволит раньше внести коррективы в оценку степени тяжести заболевания, повысить результативность медикаментозной терапии.
Актуальность. Перфорация полого органа — актуальная проблема в абдоминальной хирургии. По данным литературы частота развития перфораций составляет от 0,37 до 2,3% случаев среди различной острой хирургической патологии органов брюшной полости. Наибольшее внимание в литературе уделено проблеме перфоративных гастродуоденальных язв. В то же время другим, более редким, видам перфораций посвящено гораздо меньшее количество публикаций, как отечественных, так и зарубежных. Такая ситуация, вероятнее всего, объясняется небольшой распространенностью других видов перфораций, что в свою очередь не делает их менее актуальной проблемой в экстренной хирургии, требующей современного подхода к лечению данной группы пациентов.
Цель исследования. Анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной диагностике и лечению редких видов доброкачественных перфораций кишечника.
Материал и методы. Выполнен обзор литературы за период с 1994 по 2020 г. на русском и английском языках, доступной на базах Pubmed, Medline, Springer, Scopus, E-library.
Результаты. При всем разнообразии оперативных методик при различных видах перфораций желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), в настоящее время в литературе не определены конкретные критерии выбора того или иного способа вмешательства операции в зависимости от причины, уровня, срока перфорации.
Заключение. Отсутствие единых подходов в диагностике и лечении пациентов с редкими перфорациями ЖКТ диктует необходимость более углубленного изучения данного вопроса с целью применения и оптимизации техники видеолапароскопического пособия, разработки лечебно-диагностического алгоритма у больных с подозрением на перфорацию органов ЖКТ с использованием видеолапароскопического метода.
В заключение представляем вашему вниманию описание редкого клинического случая.
В статье представлены короткий литературный обзор и описание клинического случая отравления крысиным ядом, относящимся к группе суперварфаринов.
В клинической картине заболевания доминировало рецидивирующее желудочное кровотечение. Этиологию этого кровотечения долго не удавалось выяснить в связи с особенностями сбора анамнеза у пациента. Диагноз острого отравления длительное время оставался неизвестным ввиду отрицания пациентом приема крысиного яда, хотя все исследования (ПТИ, АПТВ, МНО) указывали на высокую вероятность приобретенной коагулопатии, связанной с дефицитом K-зависимых факторов свертывания.
Кроме того, уникальность описанного случая заключается в том, что у пациента геморрагический синдром протекал длительно (до 5 мес). Длительность геморрагического синдрома при отравлении родентицидами, по данным литературы, обычно бывает кратковременной (от 30 до 90 дней).
Вывод. При дифференциальной диагностике причин рецидивирующих желудочных кровотечений необходимо учитывать возможность отравления крысиным ядом
Обзор завершен. До новых встреч.