Новости
Гастроэнтерология: обзор отечественных публикаций. Декабрь-2022
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 02.01.2023
- 668
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Ознакомьтесь пожалуйста с обзором публикаций отечественных авторов за последние месяцы.
Актуальность проблемы: Эозинофильный эзофагит (ЭоЭ) — вторая по распространенности причина развития эзофагита. Топические глюкокортикостероиды (ГКС) представляют собой перспективную группу препаратов для достижения и поддержания клинической и гистологической ремиссии у данных пациентов.
Цель: оценить эффективность топических ГКС в достижении и при поддержании клинической и гистологической ремиссии у подростков и взрослых пациентов с ЭоЭ.
Методы. Систематический поиск литературы с использованием определенных ключевых слов проводился до 20 марта 2021 года включительно в базах данных MEDLINE/PubMed, EMBASE (Excerpta Medica) и Cochrane Central Register of Controlled Trials, СlinicalTrial.gov.
Результаты. 390 пациентов из 5 исследований были включены в данный систематический обзор с метаанализом. Метаанализ показал, что топические ГКС по сравнению с плацебо имели более высокую эффективность в достижении (отношение шансов (ОШ) 75,77 (р < 0,001) и поддержании полной гистологической ремиссии (ОШ 103,65; р < 0,001) у пациентов с ЭоЭ. Также топические стероиды значимо облегчали симптомы заболевания по сравнению с плацебо при достижении и поддержании клинической ремиссии: ОШ 4,86; р = 0,01, и ОШ 11,06; р < 0,001 соответственно.
Выводы. Топические ГКС представляют эффективную группу препаратов для достижения и поддержания гистологической и клинической ремиссии у подростков и взрослых пациентов с ЭоЭ.
Введение. Рак желудка занимает лидирующие позиции в структуре онкологической заболеваемости и смертности во всем мире. Ежегодно от рака желудка умирает около 800 тысяч человек. Примерно у двух третей пациентов заболевание диагностируется на поздней стадии, когда проведение радикальных методов лечения становится невозможным. Инфекция Helicobacter pylori (H. pylori) рассматривается в качестве основного этиологического фактора для рака желудка.
Цель статьи – обобщить и систематизировать имеющиеся в настоящее время данные о риске развития рака желудка у пациентов с Н. pylori- ассоциированным гастритом, в том числе после успешной эрадикации.
Основная часть. Для стратификации риска развития рака желудка используется оценка морфологических изменений слизистой оболочки желудка по системе Operative Link for Gastritis Assessment of Atrophic Gastritis (OLGA). В отношении индивидуального риска развития рака желудка ключевую роль играет определение стадии гастрита. Высокую доказательную базу как эффективного метода канцеропревенции имеет эрадикационная терапия H. pylori. Вместе с тем, не у всех пациентов элиминация инфекта может предотвратить развитие рака желудка в будущем. Следовательно, крайне важным является выявление группы лиц с экс-геликобактерным гастритом, имеющих высокий риск развития рака желудка, и проведение у них своевременных мер профилактики.
Оптимальное время проведения эрадикации для профилактики рака желудка – до формирования атрофии слизистой оболочки желудка. При наличии атрофии или кишечной метаплазии эрадикационная терапия способствует нормализации темпов клеточного обновления и уменьшению площади распространения повреждения слизистой оболочки желудка, что также является мерой профилактики рака желудка
Заключение. H. pylori является наиболее важным фактором развития рака желудка. У лиц с уже сформировавшимися предраковыми изменениями слизистой оболочки желудка (атрофия, кишечная метаплазия, дисплазия) даже после успешной эрадикации сохраняется риск развития рака желудка. Пациентам данной группы в зависимости от выраженности воспалительных изменений и тяжести атрофии требуется постоянное динамическое наблюдение и своевременное осуществление необходимых мер канцеропревенции.
Цель обзора. Показать целесообразность модуляции микробиоты кишечника при острой декомпенсации цирроза печени (ЦП).
Основные положения. Несмотря на утвержденные в текущих клинических рекомендациях терапевтические стратегии, развитие острой декомпенсации цирроза печени характеризуется неблагоприятным прогнозом и сопровождается высокой летальностью. Прогресс в понимании лежащих в ее основе молекулярных механизмов привел к поиску новых вмешательств, лекарств и биологических субстанций, способных воздействовать на ключевые звенья патогенеза заболевания, например, на нарушенную ось «кишечник—печень» и связанное с ней системное воспаление.
Учитывая, что важную роль в этом процессе играют специфические изменения состава и функции микробиоты кишечника, концепция о возможности ее модуляции стала одной из приоритетных в современной гепатологии. Авторы рассматривают различные подходы к ее модуляции, отмечая их эффективность, достоинства и недостатки.
В частности, они отмечают, что имеющиеся на текущий момент данные литературы не позволяют сделать окончательный вывод о том, какой из антибиотиков более эффективен в предотвращении бактериальной транслокации у пациентов с декомпенсированным ЦП. Тем не менее систематический обзор и метаанализ 17 исследований показал пользу рифаксимина как для первичной, так и для вторичной профилактики спонтанного бактериального перитонита, тогда как норфлоксацина и чередования норфлоксацина и рифаксимина — только для его первичной профилактики.
Что касается пробиотиков, то, хотя в большинстве исследований применение пробиотиков при ЦП приводило к улучшению профиля микробиоты кишечника, данные об их влиянии на проницаемость кишечного эпителиального барьера, бактериальную транслокацию и системное воспаление скудны и противоречивы.
Обсуждая возможности трансплантации фекальной микрофлоры авторы отмечают, что ее важной проблемой является риск передачи тяжелой инфекции, что имеет особое значение у наиболее уязвимых к ней пациентов с ослабленным иммунитетом.
Заключение. Несмотря на оптимистичные предварительные данные, большинство из предложенных методов, направленных на модуляцию микробиоты кишечника, были оценены лишь на экспериментальных моделях или в ранних клинических испытаниях. Необходимы дальнейшие многоцентровые рандомизированные контролируемые исследования эффективности этого подхода на больших популяциях пациентов
4. Кишечная микробиота и инверсия сна (Хавкин А.И., Новикова В.П., Трапезникова А.Ю.)
В данной статье представлен обзор литературы, посвященный вопросам взаимовлияния микробиоты кишечника и процессов, происходящих во время сна.
Известно, что различные факторы образа жизни человека и окружающей среды влияют на сон. За последнее десятилетие выросло число взрослых людей и детей, страдающих хроническим нарушением сна. Доказано, что недостаток сна и нарушение циркадных ритмов связаны с неблагоприятными метаболическими последствиями для здоровья. Зачастую данные нарушения сочетаются с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, сопровождающимися дисбиозом.
В последние годы было проведено значительное число исследований на животных моделях, показывающих взаимосвязь между микробиотой кишечника и функциями мозга. На основе их ученые наглядно демонстрировали роль кишечной микробиоты в регулировании работы головного мозга, сна и поведения. Число исследований, проведенных с вовлечением добровольцев, в настоящее время ограниченно.
Бактерии, составляющие микробиоту кишечника, оказывают значительное непосредственное влияние на состояние здоровья человека, синтезируя и секретируя биологически активные вещества, такие как витамины, незаменимые аминокислоты, липиды и другие. Также они способны оказывать опосредованное влияние путем модуляции метаболических процессов и иммунной системы. Изменения в микробном разнообразии кишечника происходят при недостатке сна и смещении циркадных ритмов, что способно привести к изменениям в структуре и функциях микроорганизмов, живущих в кишечнике. Это, в свою очередь, может привести к изменению в составе и количестве синтезируемых данными микроорганизмами метаболитов (таких как короткоцепочечные жирные кислоты и вторичные желчные кислоты), что способствует развитию хронического воспаления, увеличению массы тела и эндокринным изменениям.
На этом обзор завершаю. До новых встреч.