Новости
Гастроэнтерология: обзор отечественных публикаций. Июнь
- 21.06.2021
- 1016
Приветствую всех коллег-гастроэнтерологов в нашем блоге. Сегодня предлагаю вам ознакомиться с небольшим обзором отечественных публикаций за последние месяцы.
1. Полипы желудка и атрофический гастрит (Колесникова И.Ю., Новикова А.С.).
Авторы первого в сегодняшнем обзоре исследования обратились к проблеме коморбидности полипов желудка и атрофического гастрита. Целью их исследования было изучение частоты и выраженности атрофического гастрита у больных с полипами желудка (ПЖ).
Материал и методы. Авторы обследовали 61 пациента с гиперпластическими ПЖ (ГПЖ) и 41 с аденоматозными ПЖ (АПЖ). Помимо общеклинического, эндоскопического и гистологического исследований, диагностики Helicobacter pylori, всем больным была проведена суточная интрагастральная pH-метрия, изучение уровней пепсиногенов I и II, гастрина-17.
Результаты. Авторы установили, что клинические проявления у пациентов с ПЖ были незначительными, с преобладанием тяжести и переполнения в эпигастрии. У пациентов с ПЖ по данным анамнеза редко проводилась диагностика H. pylori, отсутствовал контроль эффективности эрадикационной терапии при ее назначении. Ингибиторы протонной помпы в качестве симптоматической терапии пациенты с ПЖ принимали как по назначению врача, так и самостоятельно.
Эндоскопическая картина очагового атрофического гастрита выявлена у 12 (19,7%) больных с ГПЖ и 16 (39,0%) — с АПЖ, распространенного атрофического гастрита, соответственно, у 49 (80,3%) и 25 (60,9%).
Гистологически при ГПЖ преобладала низкая активность хронического гастрита, при АПЖ — преимущественно умеренная, а в 21,9% случаев даже выраженная. При ГПЖ зарегистрирована умеренная (27,9%) и выраженная (65,6%) атрофия слизистой оболочки желудка, в группе АПЖ соответствующие характеристики выявлены в 53,7 и 39,0% случаев. Дисплазия в полипе выявлена в 20% ГПЖ и в 75,6% АПЖ.
Уровень пепсиногена I менее 25 мкг/л при соотношении пепсиноген-I/пепсиноген-II менее 3 обнаружен у 38 (62,3%) пациентов с ГПЖ и 18 (43,9%) больных с АПЖ. При ГПЖ у 65,6% больных диагностирована гипо- и анацидность, при АПЖ — у 31,7%. H. pylori-позитивными были 52,5% пациентов с ГПЖ и 70,7% с АПЖ.
Заключение. По мнению авторов, во многом сходный этиопатогенез полипов желудка и хронического атрофического гастрита предполагает необходимость диагностики H. pylori, а также более детального обследования пациента с уточнением степени и стадии хронического гастрита, функциональной недостаточности слизистой об[1]лочки желудка, выраженности гиперпластических и диспластических изменений. Эрадикация H. pylori в отличие от антисекреторной терапии позволяет замедлить прогрессирование хронического гастрита и служит важнейшей составляющей канцеропревенции в отношении развития рака желудка
Весьма интересную проблему решили изучить авторы следующей статьи – вопросы дифференциальной диагностики раннего артрита при таких заболеваниях желудочно- кишечного тракта как воспалительные заболевания кишечника, целиакия, синдром РРР (Панкреатит Паникулит и Полиартрит), Pancreatitis, panniculitis and polyarthritis (PPP-) syndrome) и др., проявляющиеся сходной клинической симптоматикой с такими ревматическими заболеваниями как ранний ревматоидный артрит и спондилортриты.
В статье описано поражение суставов при воспалительных заболеваниях кишечника (ВЗК): язвенном колите (ЯК) и болезни Крона (БК). Кроме того, обсуждается роль кишечника в развитии спондилоартритов: нарушения барьерной функций кишечного эпителия и распознавания антигена; патология передачи сигнала дендритными клетками и сигнальными молекулами; нарушения в презентации антигена HLA и в нарушении функций моноцитов- макрофагов, Т-лимфоцитов и В-лимфоцитов.
Авторы также описывают поражение суставов при целиакии, первичном билиарном циррозе и синдроме ППП.
На основании проведенного анализа литературы они пришли к выводу, что представленные данные по ряду заболеваний желудочно- кишечного тракта, проявляющиеся сходной клинической симптоматикой с ревматическими болезнями, являются не только перспективным направлением в диагностике раннего РА, но и широкого круга иных иммуновоспалительных не ревматических заболеваний, дебютирующих с суставного синдрома. Проблема дифференциальной диагностики ранних артритов, которые могут клинически «мимикрировать» под РА, требует дальнейшего изучения с укреплением междисциплинарного взаимодействия врачей разных специальностей.
Авторы следующей статьи поставили перед собой цель —проанализировать реальную пользу от применения традиционных пробиотиков и осветить вопросы возможности создания и применения пробиотиков нового поколения в лечении гастроэнтерологической патологии.
В статье анализируются вопросы эффективности терапии традиционными пробиотиками функциональных и органических заболеваний желудочно- кишечного тракта у детей и взрослых с позиций доказательной медицины, подчеркивается недостаточное количество исследований у детей и нередкое отсутствие значимых различий влияния пробиотиков по сравнению с плацебо. В частности, включенное в Кохрановский обзор плацебо-контролируемое исследование эффективности добавления пробиотика LGG® к стандартной терапии БК для индукции ремиссии не обнаружило различий между группам
В следующем разделе статьи авторы описали кандидаты в пробиотики нового поколения, которые могут стать потенциальными источниками создания новых лекарств от различных болезней, включая гастроэнтерологическую патологию. Например, новые возможности использования обнаружены у Bifidobacterium spp. Доказана эффективность B. breve и B. longum при колоректальном раке по результатам оценки противоопухолевой терапии; эти штаммы способны усиливать действие антицитокиновых препарато
В последнем разделе статьи изложены основные проблемы на пути создания и внедрения новых пробиотиков. Приводятся данные об альтернативном подходе терапии пробиотиками на основе использования для восстановления микробиоценоза собственных бактерий, которые выращиваются в виде чистых генетически охарактеризованных культур и могут применяться в виде пробиотических продуктов. Авторы приводят данные об эффективности такой микробной терапии собственными бактериями (аутопробиотиками) как на моделях с использованием лабораторных животных, так и в клинической практике – при лечении разнообразных патологий, включая заболевания желудочно- кишечного тракта, сердечно- сосудистой системы и онкологической патологии.
В последней в сегодняшнем обзоре статье изучается проблема прогнозирования фиброза и цирроза печени у детей с аутоиммунными заболеваниями. Целью авторов была оценка возможности прогнозирования развития фиброза (ФП) и цирроза печени (ЦП) у детей с помощью определения сывороточных концентраций коллагена I типа (К-I) и гиалуроновой кислоты (ГК).
Дизайн: авторы провели проспективное одноцентровое исследование.
Материалы и методы. В исследование включили 80 пациентов в возрасте от 5 до 17 лет с хроническими болезнями печени аутоиммунной этиологии. Пациентам выполняли краевую резекцию ткани печени под лапароскопическим контролем, затем проводили морфологическое исследование полученного биоптата с определением стадии ФП по шкале METAVIR и исследовали содержание К-I и ГК в сыворотке крови методом иммуноферментного анализа.
Результаты. Согласно значениям регрессионных коэффициентов, уменьшение концентрации К-I на 1 нг/мл увеличивает шансы формирования ЦП в 0,983 раза, а повышение содержания ГК на 1 нг/мл — в 1,032 раза. Увеличение концентрации ГК на 1 нг/мл также повышает шансы развития значительного ФП или ЦП в 1,036 раза. Полученные регрессионные модели являются статистически значимыми (в обоих случаях p < 0,001).
Заключение. Выявлены статистически значимые различия в сывороточном содержании К-I и ГК при разных стадиях ФП у детей и разработаны четыре прогностические модели, три из которых обладают удовлетворительными чувствительностью и специфичностью для прогнозирования значительного фиброза и цирроза в зависимости от концентраций указанных биомаркеров.
На этом сегодняшний обзор завершен. До новых встреч.