Новости
Гастроэнтерология: обзор отечественных публикаций. Май
- 30.05.2021
- 1057
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня вашему вниманию предлагается небольшой обзор отечественных публикаций за последние месяцы.
1. Современные возможности применения пантопразола для лечения и профилактики гастроэнтерологических заболеваний (Шептулин А.А., Кардашева С.С., Курбатова А.А.)
Начнем, как обычно, с публикаций, так или иначе связанных с пандемией новой коронавирусной инфекции.
Целью авторов статьи было показать современные возможности применения пантопразола для лечения и профилактики заболеваний верхних отделов желудочно-кишечного тракта (ЖКТ)1.
Проведенный ими обзор литературы позволил установить, что пантопразол широко применяется для лечения гастроэзофагеальной рефлюксной болезни, язвенной болезни, синдрома Золлингера — Эллисона, эрадикации Helicobacter pylori. Пантопразол в наименьшей степени блокирует изофермент CYP2C19, участвующий в метаболизме многих лекарственных препаратов.
Особенности фармакокинетики пантопразола определяют меньшую выраженность лекарственного взаимодействия по сравнению с другими ингибиторами протонной помпы, что делает возможным его назначение для профилактики желудочно-кишечных кровотечений пациентам, получающим двойную антитромбоцитарную терапию.
Авторы отмечают, что в период пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) для терапии и профилактики кислотозависимых заболеваний верхних отделов ЖКТ необходимо использование ингибиторов протонной помпы, имеющих минимальный риск лекарственных взаимодействий, например пантопразол. Пантопразол хорошо переносится больными и отличается низкой частотой побочных эффектов.
Заключение. Пантопразол представляется одним из оптимальных ингибиторов протонной помпы по соотношению эффективности, безопасности и приверженности к лечению на основании клинических исследований лечения и профилактики гастроэнтерологических заболеваний, систематических обзоров и метаанализов.
2. Частота дефицита железа и его патогенез у больных с инфекцией H. pylori (Шулятьева Н. В., Дроздов В. Н., Ших Е. В.)
Авторы следующей статьи изучили проблему дефицита железа у пациентов, инфицированных H. pylori2. Во введении авторы отмечают, что результаты ряда эпидемиологических исследований показывают наличие взаимосвязи между инфекцией H. Pylori (НР) и анемией, что позволяет классифицировать дефицит железа как осложнение НР инфекции.
Основываясь на этой предпосылке, они обследовали 606 пациентов (405 мужчин и 201 женщина), инфицированных НР, у 121 были обнаружены клинические или клинико- лабораторные признаки дефицита железа.
При этом частота железодефицита в обследованной группе больных с НР составила 19,9% (16,8–23,3; ДИ 95%). У 20,7% пациентов была выявлена анемия, у 54,5% установлен латентный дефицит железа, а 24,8% случаев отмечалось только снижение насыщения трнасферрина железом, что характерно для предлатентного дефицита железа. У 38 (31,4%) обследуемых был выявлен «истинный» дефицит железа, у 44 (36,4%)—комбинированный вариант железодефицита, а у 39 (32,2%) пациентов дефицит железа развивался вследствие хронического воспаления.
Кроме того, авторами была выявлена достоверная разница в уровне гепсидина у больных с различными вариантами дефицита железа. Так, у пациентов с«изолированным» дефицитом железа он составлял 12,4±2,3 нг/мл, vs 48,2±20,2 нг/мл vs 189,7±31,1 нг/мл у больных с комбинированным патогенетическим вариантом дефицита железа и у больных с дефицитом железа хронического воспаления соответственно.
В заключении авторы резюмируют, что инфекция НР является важным фактором, провоцирующим дефицит железа. Частота дефицита железа у больных, инфицированных НР, может составлять от 16,8% до 23%. При этом тяжесть дефицита железа может проявляться как развитием анемии, так и перераспределением железа в ретикулярной системе, что приводит к предлатентному дефициту железа. Важное значение в развитии дефицита железа у больных, инфицированных НР, имеет хронический воспалительный синдром. Развитие воспаления, в особенности с возрастанием уровня гепсидина, регулирующего всасывание железа, имеет патогенетическое значение у больных с дефицитом железа, инфицированных НP. Эрадикация НР – фактора, провоцирующего воспаление и оказывающего влияние на обмен железа, может играть важную роль в эффективном лечении ДЖ.
3. Связь синдрома раздраженного кишечника и синдрома избыточного бактериального роста: бактериальная гипотеза в основе функционального заболевания (Ивашкин К.В., Гречишникова В.Р., Решетова М.С., Ивашкин В.Т.).
Авторы следующей статьи поставили перед собой цель: оценить взаимосвязь между синдромом раздраженного кишечника (СРК) и синдромом избыточного бактериального роста (СИБР)3.
На основании проведенного анализа литературы они установили, что к «периферическим» механизмам развития СРК кроме неспецифического воспаления, повышенной проницаемости эпителия, активации местной иммунной системы может относиться и СИБР. По данным разных методов, частота СИБР у пациентов с СРК составила 4–46%, тогда как в группе контроля — в пределах 0–13%. Ограничения методов диагностики СИБР затрудняют установление причинно-следственной связи СИБР и СРК. Однако, предрасполагать к развитию СИБР может нарушение моторики при СРК. Провоспалительные цитокины и медиаторы при СИБР, в свою очередь, провоцируют развитие висцеральной гиперчувствительности и усиление моторики, которые являются ключевыми механизмами СРК. Оба состояния ассоциированы с качественным и количественным изменением микробиоты, что делает целесообразным применение пробиотиков, содержащих штаммы Lactobacillus и Bifidobacterium.
Вывод: требуются дальнейшие исследования взаимосвязи СИБР и СРК, на основе которых возможна разработка оптимальных схем терапии, включающих пробиотики.
4. Первичный гиперпаратиреоз с преимущественным поражением желудочно-кишечного тракта (Кудашкина Е.Ю., Гавриленко Е.Г., Якушев А.А. и др.).
Последняя в сегодняшнем обзоре статья представляет собой описание клинического случая поражения желудочно-кишечного тракта у пациентки с первичным гиперпаратиреозом4.
Во введении авторы напоминают, что первичный гиперпаратиреоз является достаточно распространенной патологией, однако, несмотря на это, врачи различных специальностей сталкиваются с трудностями при его диагностике. Многообразие клинических проявлений обуславливает длительный срок постановки диагноза и, как следствие, несвоевременность начала лечения.
В основной части статьи они описывают, с учетом патогенеза, основные симптомы данной патологии. Лабораторными маркерами гиперпаратиреоза служат стойкое повышение уровня паратиреоидного гормона и гиперкальциемия. Визуализирующие методы обследования используются для верификации заболевания. Прицельное ультразвуковое исследование паращитовидных желез необходимо проводить всем пациентам с подозрением на нарушение обмена кальция.
Далее следует описание клинического случая. Пациентка дважды госпитализировалась в стационар с различными клиническими проявлениями поражения органов желудочно-кишечного тракта. Были установлены такие патологии как эрозивный гастрит, терминальный илеит, хронический панкреатит, желчекаменная болезнь. Проводился дифференциальный диагноз с лимфомой тонкой кишки, болезнью Крона. Кроме того, имелась общемозговая симптоматика в виде заторможенности, быстрой истощаемости. Из-за тяжелых электролитных расстройств пациентка наблюдалась в реанимационном отделении. В связи с развитием механической желтухи выполнена эндоскопическая ретроградная холангиопанкреатография с папиллосфинктеротомией.
На основании гиперкальциемии, повышенного уровня паратиреоидного гормона, визуализации образования паращитовидной железы по данным ультразвукового исследования был установлен диагноз первичного гиперпаратиреоза.
В хирургическом отделении проведена аденомэктомия левой нижней паращитовидной железы. Больная была выписана с положительной динамикой в виде улучшения общего самочувствия, прекращения болевого синдрома, рвоты, расширения двигательной активности.
В заключении авторы резюмируют, что своевременная диагностика и лечение первичного гиперпаратиреоза, на примере описанного случая, приводит к полному купированию симптомов и улучшению качества жизни пациентов.
На этом сегодняшний обзор завершен. До новых встреч.