Новости
Гастроэнтерология: обзор отечественных публикаций. Март-2022
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 29.03.2022
- 675
Приветствуем всех коллег-гастроэнтерологов в нашем блоге. Сегодня вашему вниманию предлагается обзор публикаций отечественных авторов за последние месяцы.
Начнем, по традиции, с гастроэнтерологических аспектов новой коронавирусной инфекции.
Целью авторов исследования было провести сравнительный анализ психометрических показателей пациентов с ранее установленным диагнозом синдрома раздраженного кишечника (СРК) и пациентов с симптомами СРК, появившимися спустя 6 и более месяцев после перенесенной инфекции COVID-19.
Материалы и методы. В исследование включены больные, перенесшие инфекцию COVID-19 более 6 месяцев назад и соответствующие Римским критериям IV пересмотра (2016 г.). Исследуемая группа включала 100 больных с гастроинтестинальными симптомами.
Критериям СРК соответствовало 14 больных (группа 1), из них мужчин — 5, женщин — 9. В качестве группы сравнения выбрано 40 больных с верифицированным диагнозом СРК до пандемии COVID-19 (группа 2), в которой мужчин — 12, женщин — 28. Группа контроля включала 50 здоровых респондентов (группа 3), из них 23 мужчины и 27 женщин. Оценивали показатели депрессии по шкале БЭКа, тревоги по опроснику Спилберга — Ханина, а также детские психогении.
Результаты исследования. При статистическом анализе в группе 1 показатели среднего значения личностной и реактивной тревоги составили 43,80 ± 1,93 и 46,70 ± 2,05 соответственно; среднее значение показателя депрессии — 11,00 ± 2,27. Полученные результаты среднего значения в группе 2: личностная тревога — 47,30 ± 1,46, реактивная тревога — 50,70 ± 1,96, депрессия — 12,85 ± 1,13.
При анализе детских психогений в группе 1 у 9 (65 %) из 14 больных отмечались положительные ответы хотя бы на один из вопросов, в то время как в группе 2 положительные ответы были у 33 больных (82,5 %).
При сравнении двух исследуемых групп не выявлено различий по показателям личностной, реактивной тревоги и депрессии, а также по наличию детских психогений в анамнезе.
Заключение. Новая коронавирусная инфекция приводит к развитию постинфекционного СРК спустя 6 месяцев после перенесенной инфекции COVID-19.
Перейдем к обсуждению других актуальных проблем гастроэнтерологии.
Одной из основных проблем современного здравоохранения являются хронические аутоиммунновоспалительные заболевания кишечника, среди которых неспецифический язвенный колит отличается разнообразием клинической симптоматики, наличием внекишечных проявлений болезни и развитием тяжелых осложнений, что существенно затрудняет его выявление и определяет актуальность его раннего выявления и дифференциальной диагностики.
Целью работы явилось изучение возможностей неинвазивной диагностики неспецифического язвенного колита по слюне методом монохромного анализа наночастиц.
Материалы и методы. Исследования проводились в «Центре европейской и восточной медицины» с 2019 по 2021 год, и были обследованы 28 пациентов с верифицированным диагнозом неспецифического язвенного колита.
Результаты. Установлено, что наиболее типичные спектры слюны больных с неспецифическим язвенным колитом характеризовались четырёхмодальностью и преимущественностью рассеяния света на частицах малого диаметра 5,0 нм и 12,2 нм при соответственном вкладе в светорассеяние 19% и 31% (суммарно – 50%), вклад наночастиц среднего диаметра 107,8 нм составлял 23%, крупных частиц размером более 1000 нм – 27%, что являлось статистически достоверным при проведении сравнительного анализа со спектрами слюны практически здоровых лиц и пациентов с общесоматическими заболеваниями тех же локализаций. Показатели диагностической чувствительности в отношении неспецифического язвенного колита составили 90%, диагностической специфичности – 94%.
Выводы: применение лазерной спектроскопии слюны является обоснованным для ранней неинвазивной диагностики неспецифического язвенного колита, когда со своевременно выставленным диагнозом лечебные мероприятия будут являться максимально эффективными и направленными на профилактику осложнений и системных проявлений заболевания.
Цель. Оценить частоту и структуру поражений верхних отделов желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), а также факторов, ассоциированных с их развитием, у пациентов с атеросклерозом артерий нижних конечностей (АНК).
Материал и методы. Дизайн исследования: ретроспективный анализ медицинских карт 258 пациентов с атеросклерозом АНК. Всем пациентам были проведены: мультиспиральная компьютерная томоангиография висцеральных ветвей брюшной аорты и АНК и эзофагогастродуоденоскопия.
Результаты. Эндоскопические признаки поражения верхних отделов ЖКТ выявлены у 164 (63,6%) исследуемых, в частности, эрозивно-язвенные гастродуоденопатии (ЭЯГ) у 57,8% больных.
Все пациенты были разделены на две группы: I группа — 149 (57,8%) пациентов с ЭЯГ, II группа — 109 (42,2%) пациентов без ЭЯГ.
В I группе пациентов была зафиксирована более высокая частота атеросклероза мезентериальных артерий (МА) — 61,7 vs 43,1% (p=0,003). Независимым фактором, ассоциированным с развитием ЭЯГ у пациентов с атеросклерозом АНК, является атеросклероз МА — относительный риск: 4,43; 95% доверительный интервал: 1,15-17,12 (p=0,031).
Заключение. У пациентов с атеросклерозом АНК с высокой частотой имеют место заболевания верхних отделов ЖКТ (63,6%), сре ди них ЭЯГ (90,9%). К факторам, ассоциированным с развитием эрозий и язв у пациентов с атеросклерозом АНК, относится атеросклероз МА.
В заключение приведем описание интересного клинического случая.
4. Болезнь Крона под маской аппендицита (Федулова Э. Н., Широкова Н. Ю., Петрова К. С.)
У девочки в возрасте 7 лет на фоне полного здоровья появились жалобы на резкое повышение температуры, боль в животе и однократную рвоту. Она была госпитализирована в хирургическое отделение с подозрением на острый аппендицит. Проведено оперативное лечение: лапаротомия, ревизия органов брюшной полости, при которой выявлена измененная стенка подвздошной кишки. Была произведена резекция терминального отдела подвздошной кишки, илеоцекального угла с аппендиксом, проведено наложение тонко- толстокишечного анастамоза, дренирование брюшной полости.
При проведении патогистологического исследования операционного материала тонкой кишки обнаружили гранулемы саркоидного типа. Девочка была направлена в ФГБОУ ВО «ПИМУ» МЗ РФ с подозрением на болезнь Крона.
После оценки клинико-анамнестических данных, данных лабораторной и инструментальной диагностики был поставлен диагноз: Болезнь Крона множественной локализации (терминального отдела подвздошной кишки, толстой кишки, перианальной области) средней степени тяжести, непрерывно-рецидивирующего течения. Состояние после наложения тонко- толстокишечного анастомоза. Язва анастомоза. Анастомозит. Начата терапия: пентаса, буденофальк.
При повторной госпитализации на фоне проводимой терапии была достигнута клинико-лабораторная ремиссия заболевания.
Заключение: болезнь Крона может маскироваться под маской различных заболеваний. Очень важно иметь настроенность хирургов на исключение этой болезни, проведения ревизии кишечника и полного морфологического исследования операционного материала при наличии подозрения.
На этом обзор завершен. До новых встреч.