Новости
Гастроэнтерология: обзор отечественных публикаций. Январь-2023
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 30.01.2023
- 583
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня вашему вниманию предлагается небольшой обзор публикаций отечественных авторов по гастроэнтерологии.
Воспалительные заболевания кишечника (ВЗК) представляют собой одну из наиболее сложных и значимых проблем современной гастроэнтерологии. Неуклонный рост заболеваемости, сложные патогенетические механизмы развития, наличие тяжелых внекишечных проявлений и осложнений делают эту проблем социально значимой.
В статье представлены современные взгляды на некоторые аспекты патогенеза ВЗК. В настоящее время ключевыми звеньями в развитии и прогрессировании ВЗК, а также в формирование ассоциированных сердечно-сосудистых заболеваний (АССЗ) являются состояние кишечной микробиоты и уровень эндотоксемии. Определена роль N-оксида триметиламина (ТМАО), как фактора раннего развития атеросклероза, у пациентов с ВЗК.
Авторы отмечают, что большинство приведенных научных данных демонстрируют, что у пациентов с ВЗК имеются высокие риски развития ассоциированных с атеросклерозом сердечно- сосудистых событий. Ключевая патогенетическая роль в возникновении и прогрессировании ВЗК, а также в формировании ассоциированных сердечно-сосудистых заболеваний отводится состоянию микробиоты, формированию повышенной проницаемости кишечного барьера и проникновению метаболитов бактерий в кровь.
Повышенные уровни эндотоксинов и ТМАО крови являются предикторами неблагоприятного прогноза для пациентов с язвенным колитом и болезнью Крона. С другой стороны, в настоящее время имеются убедительные доказательства, свидетельствующие о прямой связи между ТМАО и патогенезом атеросклероза. Оказывая проатерогенное действие, ТМАО воздействует на традиционные факторы риска атеросклероза, и ассоциируется с высоким риском сердечно-сосудистых событий. Поэтому, по мнению авторов, ТМАО можно рассматривать как независимый фактор риска развития ВЗК и сердечно- сосудистых заболеваний (ССЗ).
Цель исследования: определить результаты лечения пациентов с неоперабельной гепатоцеллюлярной карциномой (нГЦК) на поздних стадиях, которые получали ленватиниб в условиях реальной клинической практики.
Материал и методы: в многоцентровое ретроспективное наблюдательное исследование вошли 58 пациентов с подтвержденным диагнозом нГЦК, получающие ленватиниб. На исходном уровне выполнялась оценка по шкалам ECOG, Чайлд-Пью и BCLC. Оценивали частоту объективного ответа (ЧОО), частоту контроля заболевания (ЧКЗ), медиану общей выживаемости (ОВ), медиану выживаемости без прогрессирования (ВБП), также контролировали нежелательные явления (НЯ) на фоне терапии.
Результаты: Медиана ОВ составила 14,6 месяца (95 % ДИ 10,6–18,6), а медиана ВБП — 11,1 месяца (95 % ДИ 8,31–13,8). ЧОО составила 32,8 %, ЧКЗ достигла уровня 79,3 %. ЧОО и ЧКЗ статистически значимо не различалась между пациентами со стадией В и С по шкале BCLC, с балльной оценкой 0 и 1 по шкале ECOG, с классом А и классом В по шкале Чайлд–Пью, у пациентов с вирусной и невирусной этиологией ГЦК, с внепеченочным распространением и без него, а также у пациентов с инвазией в воротную вену и без нее. Пациенты с уровнем альфа-фетопротеина (АФП) в крови <200 нг/мл показали достоверно более высокую ЧОО и ЧКЗ по сравнению с уровнями >200 нг/мл (44,4 % против 13,6 %, p = 0,015; и 88,9 % против 63,6 %, p = 0,021 соответственно).
Стадия нГЦК по BCLC, функциональный статус по шкале ECOG, класс по шкале Чайлд-Пью, наличие/отсутствие внепеченочного распространения, вирусная этиология не оказывали влияния на медиану. Пациенты с макроскопической инвазией в воротную вену имели достоверно более низкую ВБП по сравнению с пациентами без таковой 3,97 (0,00–8,07) vs. 11,1 (8,46–13,7), р = 0,053.
Уровень АФП ≥200 нг/мл отрицательно влиял на показатели выживаемости: медиана ОВ составила 12,0 (5,95–18,9) месяца в группе пациентов с АФП ≥200 нг/мл vs. 16,1 (8,73–23,5) месяца в группе пациентов с АФП< 200 нг/мл, р = 0,020. НЯ зарегистрированы у 81,0 % (n = 47) пациентов.
Наиболее распространенными НЯ были артериальная гипертензия (32,8 %), слабость (24,1 %), снижением массы тела (12,1 %), потеря аппетита (10,3 %). Ленватиниб был отменен из-за НЯ у 5 (8,6 %) пациентов.
Выводы: ленватиниб подтвердил эффективность и безопасность для пациентов с нГЦК в условиях реальной клинической практики. На результаты лечения могут влиять уровень АФП и наличие макроскопической инвазии в воротную вену. Необходимы дальнейшие сравнительные исследования различных режимов терапии в реальной клинической практике.
В статье представлены данные о терапии неалкогольной жировой болезни печени (НАЖБП) у детей с ожирением, у которых частота этого заболевания достигает 77%.
В основе НАЖБП лежит накопление жира в гепатоцитах и разрушение печеночных клеток с прогрессирующим воспалением, апоптозом и фиброзом. Эта патология имеет три формы/стадии: стеатоз, стеатогепатит, фиброз. Стеатоз и стеатогепатит обратимы под воздействием комплексной терапии. Так как указанные патологические состояния в большинстве случаев ассоциированы с избыточной массой тела или ожирением, лечение детей с НАЖБП включает как немедикаментозные методы (модификация образа жизни, диетотерапия, физическая нагрузка), так и применение фармакологических препаратов разных групп и биологически активных веществ.
Выявление у ребенка НАСГ должно стать для него и для его родителей дополнительным стимулом к выполнению рекомендаций по диетическим ограничениям и физической активности. Применение препаратов, снижающих воспалительные изменения в печени, регулирующих метаболизм липидов в гепатоцитах и обладающих антифибротическим действием, служит важным дополнением к терапии НАЖБП.
Наиболее изученными препаратами, использование которых возможно при неалкогольном стеатогепатозе и стеатогепатите у детей и подростков, являются препараты урсодезоксихолевой кислоты (УДХК). Гепатопротективное, желчегонное, холелитолитическое и гипохолестеринемическое действие в сочетании с диетотерапией и физической активностью делает эти препараты перспективными в терапии различных форм НАЖБП. На сегодняшний день УДХК — единственное лекарственное средство, влияющее на ведущую причину НАЖБП — отложение жира в гепатоцитах, путем выведения жира через активацию аутофагии и экзоцитоза.
Цель статьи: демонстрация наблюдения отдаленных последствий пострезекционного синдрома короткой кишки у ребенка 13 лет.
Основные положения. Синдром короткой кишки (СКК) — заболевание, характеризующееся снижением всасывающей способности тонкой кишки в результате, как правило, обширных резекций, что проявляется мальабсорбцией, мальнутрицией и мальдигестией.
Наблюдение ребенка 13 лет с пострезекционным синдромом короткой кишки в анамнезе спустя 10 лет после приобретения кишечной автономии (независимости от парентерального питания) иллюстрирует отдаленные последствия данной патологии: мегалобластную В12-дефицитную анемию с неврологической симптоматикой, отставание в физическом развитии, персистирующий анастомозит.
Заключение. Детям с пострезекционным СКК после приобретения кишечной автономии по-прежнему требуется длительное наблюдение с контролем параметров физического развития, дефицитных состояний (уровней кальция, магния, калия, железа, витамина B12, альбумина, гемоглобина, показателей коагулограммы), минеральной плотности костной ткани. После отказа от парентерального питания показан режим длительного поддерживающего пищевого страхования формулами энтерального питания для профилактики формирования дефицитных состояний и задержки физического развития. Рост и развитие детей следует рассматривать в качестве первичных параметров исхода заболевания.
Совет экспертов на тему «Синдром короткой кишки у пациентов детского возраста. Текущее состояние проблемы и лечения пациентов в России», обсуждавший современное состояние проблемы в России, рекомендовал участие различных специалистов (детский хирург, гастроэнтеролог, диетолог, психотерапевт, реабилитолог, клинический психолог, врач по паллиативной медицинской помощи) в лечении детей с СКК. Очевидно, что дальнейшее диспансерное наблюдение ребенка с СКК после приобретения независимости от парентерального питания не завершается, состав команды и кратность наблюдения могут быть изменены с учетом клинической ситуации. Такой подход позволит своевременно провести эффективную коррекцию выявленных нарушений здоровья у этой сложной категории детей.
На этом обзор завершаю. До новых встреч.