Новости
Гастроэнтерология: обзор зарубежных новостей. Апрель-2022
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 03.05.2022
- 766
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня вашему вниманию предлагается краткий обзор зарубежных новостей гастроэнтерологии за апрель.
1. Diagnostic GI endoscopy linked to subsequent cardiovascular, respiratory events (Burba K.)
Согласно результатам недавно проведенного исследования, проведение диагностической эндоскопии желудочно-кишечного тракта нередко связана с избытком неожиданных событий, требующих консультации врача или экстренной госпитализации – сообщает медицинский портал Healio.
“Сообщается о чрезмерном использовании гастроскопии во всем мире, которое вызывает беспокойство. В то время как большинство эндоскопических операций воспринимаются как безопасные, более 10% процедур выполняются у лиц старше 80 лет, у которых часто имеются сложные сопутствующие заболевания, что может предрасполагать их к осложнениям процедуры”, - отметили авторы.
В когортном исследовании они стремились определить избыточный риск острых медицинских осложнений среди 225 304 пациентов, которые прошли 277 535 диагностических процедур гастроскопии. Они также сопоставили частоту 1 383 535 30-дневных периодов без гастроскопии у 991 249 пациентов по годам, полу и десятилетию рождения. Зарегистрированные результаты включали случаи смерти от нераковых заболеваний, экстренную госпитализацию по поводу нераковых заболеваний и консультации врача первичной медико-санитарной помощи по поводу сердечно-сосудистого или респираторного заболевания (ССР).
Согласно результатам исследования, 5,1% диагностических гастроскопий сопровождались экстренной госпитализацией в течение 30 дней, из которых 1,4% не были связаны с диагнозом заболевания желудочно-кишечного тракта или рака, а у 0,4% были диагностированы ССР. По сравнению с контрольной группой, у лиц, перенесших гастроскопию, отмечалась более высокая частота госпитализаций, связанных с ССР, на 0,1%, которое снизилось до 0,05% среди пациентов моложе 40 лет и увеличилось до 1,1% среди пациентов старше 90 лет с сопутствующей патологией.
Кроме того, 3,8% гастроскопий сопровождались консультацией врача первичной медицинской помощи по поводу ССР в течение 30 дней, при этом избыточный риск увеличился с 0,13% у 40-летних пациентов без сопутствующих заболеваний до 0,31% у пациентов в возрасте 90 лет. 30-дневный риск экстренной госпитализации увеличился в 30 раз с возрастом – с 0,03% до 0,9% у лиц без сопутствующих заболеваний до 0,1%-2,7% у лиц с высокой сопутствующей патологией.
“Мы показали, что с частотой 1 на 245 случаев на следующий день после диагностической гастроскопии последовало неожиданное сердечно-сосудистое, сосудистое или респираторное заболевание, и связанная с ним консультация врача первичной медицинской помощи, либо экстренная госпитализация”, - заключили исследователи. “Однако этот риск варьируется по величине и последствиям в зависимости от возраста и наличия сопутствующих заболеваний пациента, проходящего гастроскопию. Клиницистам важно сопоставлять эти риски с ожидаемыми преимуществами диагностической гастроскопии при планировании проведения этого теста и при согласии своих пациентов ”, - добавили они.
2. New Guideline Sheds Light on Diagnosis, Treatment of Rare GI Syndromes (Pass W.)
В конце апреля было опубликовано Руководство по клинической практике для диагностики и лечения синдромов гамартоматозного полипоза желудочно-кишечного тракта – сообщает медицинский портал Medscape. Руководство было составлено Многопрофильной Целевой группой США по колоректальному раку, в состав которой входят эксперты, представляющие Американскую Коллегию гастроэнтерологов, Американскую Гастроэнтерологическую ассоциацию и Американское общество эндоскопии желудочно-кишечного тракта.
Синдромы желудочно-кишечного гамартоматозного полипоза являются редкими аутосомно-доминантными расстройствами, связанными с кишечными и внекишечными опухолями. В консенсусных заявлениях экспертов ранее предлагались некоторые рекомендации по лечению этих синдромов, но клинических данных недостаточно, поэтому настоящий обзор "призван установить отправную точку для будущих исследований", - сообщил ведущий автор К. Ричард Боланд, из Калифорнийского университета в Сан-Диего, и его коллеги.
В Руководстве рассмотрены 4 синдрома: синдром ювенильного полипоза; синдром Пейтца-Егерса; синдром наследственного смешанного полипоза и опухолевый синдрома PTEN-гамартом, включающий синдром Баннаяна-Райли-Рувалькабы и синдром Каудена.
Хотя все синдромы гамартоматозного полипоза желудочно-кишечного тракта вызваны мутациями зародышевой линии, Боланд и его коллеги отметили, что диагнозы обычно ставятся на основе клинических критериев, а результаты оценки мутаций зародышевой линии служат подтверждающим доказательством.
Руководство рекомендует, чтобы любой пациент с семейным анамнезом гамартоматозных полипов или с анамнезом по крайней мере двух гамартоматозных полипов должен пройти генетическое тестирование. Руководство также содержит более подробные алгоритмы генетического тестирования для каждого синдрома.
По мнению исследователей, среди всех заболеваний из группы гамартоматозных полипов наиболее изучен синдром Пейтца-Егерса. Он вызван аберрациями в гене STK11 и характеризуется полипами с "разветвлениями волокон гладкой мускулатуры, покрытыми гиперпластической железистой слизистой оболочкой", которые могут возникать в желудке, тонкой и толстой кишке. Пациенты также подвержены риску внекишечной неоплазии.
Ведение пациентов с синдромом Пейтца-Егерса, в соответствии с рекомендациями Руководства, включает регулярный эндоскопический мониторинг для предотвращения механической непроходимости и кровотечения, а также наблюдение мультидисциплинарной командой за молочными железами, поджелудочной железой, яичниками, семенниками и легкими.
Синдром ювенильного полипоза чаще всего характеризуется одиночными, спорадическими полипами в прямой кишке (98% пораженных пациентов), за которыми следуют отдаленные полипы в желудке (14%), подвздошной кишке (7%), тощей кишке (7%) и двенадцатиперстной кишке (7%). Это состояние связано с аномалиями в генах BMPR1A или SMAD4, причем аномалии зародышевой линии SMAD4 чаще приводят к "массивным" полипам желудка, желудочно-кишечным кровотечениям, энтеропатии с потерей белка и более высокой заболеваемости раком желудка во взрослом возрасте. Большинство пациентов с мутациями SMAD4 также имеют наследственную геморрагическую телеангиэктазию, характеризующуюся желудочно-кишечным кровотечением из-за кожно-слизистых телеангиэктазий, артериовенозных мальформаций и носового кровотечения.
Лечение синдрома ювенильного полипоза включает частые колоноскопии с полипэктомиями, начиная с 12-15 лет.
Синдром опухоли PTEN-гамартомы, который включает в себя как синдром Баннаяна-Райли-Рувалькабы, так и синдром Каудена, вызван аномалиями в одноименном гене PTEN. Пациенты с этим заболеванием имеют повышенный риск развития рака толстой кишки и полипоза, а также внекишечного рака.
Диагностика синдрома опухоли PTEN-гамартомы может быть сложной, включающей "клиническое обследование, маммографию и МРТ молочной железы, УЗИ щитовидной железы, трансвагинальное УЗИ, эндоскопию верхних отделов желудочно-кишечного тракта, колоноскопию и УЗИ почек", согласно руководству. После постановки диагноза рекомендуются частые колоноскопии, обычно начиная с 35 лет, а также постоянное наблюдение за другими органами.
Наследственный синдром смешанного полипоза, который включает в себя небольшие полипы толстой кишки, является самым редким из четырех заболеваний, о котором сообщалось только в "нескольких семьях", согласно руководству. Это состояние было связано с "обширными дублированиями промоторной области или всего гена GREM1".
Начало заболевания обычно приходится на конец второго десятилетия жизни, "именно тогда следует начинать колоноскопическое наблюдение", - пишут исследователи. Необходимы дополнительные данные для определения соответствующих интервалов наблюдения и повышенного риска внекишечной неоплазии.
Биоразлагаемый миллиробот на основе нановолокон, названный Фибот, успешно разработан в ходе исследований под руководством ученого из Городского университета Гонконга (CityU) – сообщает портал Medical Xpress. Фибот может перемещаться в кишечнике и разрушаться под влиянием рН окружающей среды, высвобождая таким образом лекарственные средства в разных, заранее запрограммированных, участках ЖКТ.
Управляемый внешним магнитным полем, Фибот может эффективно перемещаться в сложной среде желудочно-кишечного тракта и закрепляться на стенке кишечника за счет приложения сильного магнитного поля. Ножки робота могут проникать сквозь слизистую оболочку кишечника, что позволяет ему закрепляться в желаемом положении в кишечнике, не смещаясь волнами перистальтики. Это является необходимым условием для высвобождения препарата в целевом положении. Кроме того, при точном контроле магнитного поля ножки Фибот не достигают подслизистого и наружного мышечного слоев желудочно-кишечного тракта, что позволяет о избежать потенциального риска перфорации кишечника.
Еще одной особенностью Фибот является его способность высвобождать лекарства. Материалы, из которых изготовлен робот, могут разрушаться при разных значениях рН, что позволяет контролировать постепенное высвобождение различных лекарств, инкапсулированных в его тело и ножки.
Эксперименты показывают, что в кислой среде, подобной среде в желудке, где рН меньше или равен 5, структура Fibot оставалась стабильной и не обнаруживала утечки инкапсулированных лекарств. Когда Fibot находится в среде с рН, превышающим или равным 5,5, тело остается неповрежденным, но ножки медленно растворяются и высвобождают внедренный препарат постепенно в течение примерно 40 минут. Оставшееся тело все еще может быть перемещено магнитной силой. В среде с рН выше 6 оставшиеся части микроробота полностью разлагаются в течение 7 часов, высвобождая при этом другой вид лекарства, инкапсулированного них.
"Эксперименты In vivo доказали, что Фибот полностью биосовместим и поддается биологическому разложению, поэтому он не вызовет никакой кишечной непроходимости. Прикрепление его к ткани кишечника не привело к какой-либо воспалительной реакции, поэтому мы считаем, что Фибот безопасен для биомедицинского использования", - добавил руководитель исследования.
Новое исследование, что позиционная терапия сна с использованием электронных технологий способствует сну в положении лежа на левом боку и успешно облегчает симптомы ночного гастроэзофагеального рефлюкса. Результаты этого исследования были опубликованы в журнале "Клиническая гастроэнтерология и гепатология", а также на портале Medical Dialogues.
Эксперименты показали, что положение во сне влияет на возникновение ночного желудочного рефлюкса, причем наиболее благоприятным является положение на левом боку. Целью этого исследования было выяснить, как новое электронное носимое устройство для позиционной терапии сна влияет на положение во сне и симптомы ночного рефлюкса.
Рандомизированный, двойной слепой плацебо-контролируемый эксперимент был проведен у лиц с ночными симптомами желудочного рефлюкса. Пациентам было предписано спать в положении на левом боку и носить специальное электронное устройство для позиционной терапии сна. Они были случайным образом распределены (1: 1) на лиц, у которых устройство было запрограммировано на создание вибрации в положении на правом боку в течение всей ночи (группа вмешательства) или только в первые 20 минут сна (группа плацебо). Первичной конечной точкой был успех лечения, который определялся как снижение показателя ночного рефлюкса на 50% или более. Вторичными результатами были изменение позы во время сна и симптомы рефлюкса.
Основные выводы этого исследования заключались в следующем:
- Исследовании приняли участие 100 пациентов с ГЭРБ.
- Успешный исход был зафиксирован у 44% пациентов в группе вмешательства (22 из 50) по сравнению с 24% пациентов в группе (12 из 50) плацебо.
- Лечение привело к значительному сокращению времени, проведенного во сне в положении на правом боку (2,2% времени ночного сна в группе вмешательства против 23,5% в группе плацебо), и увеличению времени, проведенного во сне в положении на левом боку (60,9% времени сна в группе вмешательства против 38,5% в группе плацебо).
- У пациентов из группы вмешательства было больше ночей без рефлюкса.
В заключение, авторы отметили, что эти результаты свидетельствуют о том, что позиционное лечение может быть полезным дополнением к терапевтическому арсеналу при ГЭРБ.
Это была последняя новость обзора. До новых встреч.