Новости
Гастроэнтерология: обзор зарубежных новостей. Март-2023
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 29.03.2023
- 593
Приветствуем всех коллег-гастроэнтерологов (и не только) в нашем блоге. Сегодня предлагаем вам ознакомиться с кратким обзором зарубежных новостей за март.
Согласно исследованию, опубликованному в журнале The Lancet Gastroenterology & Hepatology, отказ от одного только животного молока был эффективным первым шагом в диетотерапии пациентов с эозинофильным эзофагитом (ЭоЭ).
“Проблема в диетотерапии эозинофильного эзофагита заключается в том, следует ли изначально исключить длинный список возможных пищевых триггеров или начать с меньшего количества наиболее распространенных пищевых антигенов, которые вызывают эозинофилию пищевода”, - пишут авторы.
В многоцентровом рандомизированном открытом исследовании они проанализировали результаты лечения 129 пациентов (54% мужчин; средний возраст 37 лет) с активным симптоматическим ЭоЭ, которым была назначена диета с исключением 6 продуктов (6FED) или диета, исключающая только 1 продукт (1FED) в течение 6 недель. Шестьдесят два пациента придерживались диеты 6FED и исключили из своего рациона молоко животного происхождения, пшеницу, яйца, сою, рыбу и моллюсков, арахис и лесные орехи, в то время как 67 пациентов начали придерживаться диеты 1FED, исключив только молоко животного происхождения.
Первичным результатом была доля пациентов в гистологической ремиссии, определяемая как пиковое количество эозинофилов в пищеводе менее 15 в поле зрения (эо/пзр). Другие результаты включали долю пациентов с полной (пиковое количество 1 эо/пзр) и частичной (пиковое количество от 10 эо/пзр до 6 эо/пзр) ремиссией, а также изменения по сравнению с исходным уровнем в системе оценки гистологии ЭоЭ, контрольной шкале ЭоЭ (EREFS), индексе активности ЭоЭ (EEsAI) и качество жизни.
Через 6 недель пациенты, у которых не было гистологического ответа на диеты 1FED, имели возможность перейти на вариант 6FED, а те, у кого не было ответа на диету 6FED, могли перейти на местное применение флутиказона пропионата.
Результаты показали, что 40% пациентов в группе 6FED и 34% в группе 1FED достигли гистологической ремиссии, без существенной разницы между группами при более жестких пороговых значениях частичной ремиссии. Однако разница в доле пациентов, достигших полной ремиссии, была “значительной” и составила 19% против 6% соответственно. Пиковое количество эозинофилов снизилось у пациентов в обеих группах.
Исследователи сообщили об отсутствии существенных различий в средних изменениях по сравнению с исходным уровнем для гистологической оценки ЭоЭ (-0,23 против -0,15), EREFS (-1 против -0,6) или EEsAI (-8,2 против -3) и минимальных изменениях показателей качества жизни в обеих группах по сравнению с исходным уровнем.
Среди 21 пациента без гистологического ответа, девять, которые продолжили придерживаться диеты 6FED, и девять из 11 пациентов, которые перешли на флутиказона пропионат с неограниченной диетой, достигли гистологической ремиссии.
“Результаты, представленные здесь, показывают, что как вариант диеты 1FED, так и 6FED имели сходную эффективность в достижении гистологической ремиссии и улучшении множественных показателей ответа в этом первом сравнительном рандомизированном исследовании ограничительных рационов питания у взрослых с эозинофильным эзофагитом”, - заключили авторы.
2. Upadacitinib Shows Positive Endoscopic Outcomes in Crohn's Disease at 1 Year (McNamara D.)
Прием обратимого перорального ингибитора янус-киназы (JAK) упадацитиниба (Rinvoq, AbbVie) был связан с улучшением эндоскопических результатов через 12 недель и 1 год по сравнению с плацебо у пациентов с умеренно или тяжело активной болезнью Крона.
Результаты этого субанализа получены в ходе двух индукционных исследований 3-й фазы (U-EXCEL и U-EXCEED) и одного поддерживающего исследования (U-ENDURE) упадацитиниба в этой популяции пациентов.
"Упадацитиниб демонстрирует большие различия по сравнению с плацебо в частоте достижения эндоскопического ответа и ремиссии в группе пациентов, трудно поддающихся лечению, большинство из которых потерпели неудачу в продвинутой терапии", - сказал ведущий исследователь. "Абсолютный масштаб открытия был неожиданным — больший эффект лечения, чем можно было ожидать при таких исходных данных, по сравнению с другими передовыми методами лечения болезни Крона у этих пациентов с более высоким риском", - сказал он.
На исходном этапе у участников средняя частота стула в день составляла 4 или более и/или оценка боли в животе составляла 2 или более баллов. У них также был простой эндоскопический балл для болезни Крона 6 или более, или 4 или более баллов для изолированной болезни Крона подвздошной кишки.
На этапе индукции лечения пациенты были рандомизированы в соотношении 2:1. 674 человека получали 45 мг упадацитиниба и 347 принимали плацебо один раз в день в течение 12 недель.
Участники, у которых частота стула снизилась по крайней мере на 30% и/или снизились показатели ежедневных болей в животе, были включены в поддерживающую фазу исследования. На этом этапе пациенты были снова распределены случайным образом на 3 группы: 168 получали 30 мг упадактиниба, 169 - 15 мг упадацитиниба и 165 принимали плацебо один раз в день в течение 52 недель.
В каждой когорте индукции и поддерживающей терапии более 70% пациентов потерпели неудачу в одной предшествующей попытке биологической терапии, причем неудача определялась как неадекватный ответ или непереносимость. Среди тех, кто не прошел предыдущую биологическую индукцию, 96% также не прошли предыдущее лечение ингибитором фактора некроза опухоли (анти-TNF). Пациенты, у которых предыдущая терапия не была безуспешной, страдали болезнью Крона в среднем 6-7 лет. Напротив, группа, у которой ранее не было успеха, страдала болезнью Крона в среднем 9-10 лет.
Через 12 недель частота эндоскопического ответа у пациентов, у которых предыдущая биологическая терапия была успешной, составила 52% в группе лечения по сравнению с 16% в группе плацебо. В группе с предшествующей неудачей эндоскопический ответ наблюдался у 36% и 5% пациентов соответственно.
Эндоскопическая ремиссия через 12 недель среди пациентов, успешной предшествующей биологической терапией составила 36% в группе лечения по сравнению с 10% в группе плацебо. В группе с предшествующей неудачей эндоскопическая ремиссия составила 20% в группе лечения по сравнению с 3% у тех, кто принимал плацебо.
У участников групп лечения 52-недельной поддерживающей фазы исследования наблюдался более высокий эндоскопический ответ и частота эндоскопической ремиссии по сравнению с теми, кто получал плацебо. Эндоскопический ответ в группе без предшествующей неудачи биологической терапии составил 44% в группе упадацитиниба в дозе 30 мг, 40% в группе 15 мг и 18% в группе плацебо. Среди пациентов с предшествующей неудачей биологической терапии эндоскопический ответ наблюдался у 39% в группе упадацитиниба в дозе 30 мг, у 23% в группе 15 мг и у 4% в группе плацебо. Эндоскопическая ремиссия среди пациентов без предшествующей неудачи лечения наблюдалась у 34% в группе упадацитиниба в дозе 30 мг, у 27% в группе 15 мг и у 16% в группе плацебо. Среди пациентов с предшествующей неудачей эндоскопическая ремиссия наблюдалась у 27% в группе упадацитиниба в дозе 30 мг, у 16% в группе 15 мг и у 2% в группе плацебо.
Результаты показывают "явное преимущество дозы 30 мг по сравнению с 15 мг в поддерживающем компоненте, особенно у пациентов, которым не удалась продвинутая терапия", - сказал ведущий автор.
Исследователи отмечают, что упадацитиниб хорошо переносился на этапах индукции и поддержания, и никаких новых рисков для безопасности не наблюдалось по сравнению с известным профилем безопасности препарата.
Например, во время индукционных исследований частота любых нежелательных явлений среди пациентов без предшествующей неудачей биологической терапии составила 60% в группе упадацитиниба в дозе 45 мг и 53% в группе плацебо. Среди тех, кто не прошел предыдущее биологическое лечение, показатели составили 67% в группе упадацитиниба в дозе 45 мг и 66% в группе плацебо.
Побочными явлениями были "проблемы, которые уже были выявлены при применении ингибиторов JAK, биохимические нарушения с повышением КФК [креатинфосфокиназы] и трансаминаз", - сказал Фейган. Не было зарегистрировано ни одного случая опоясывающего герпеса среди пациентов, получавших плацебо, по сравнению с пятью случаями в группе упадацитиниба в дозе 45 мг без предшествующей неудачной терапии и 10 случаями в группе с предшествующей неудачей.
Исследование показывает, что упадацитиниб эффективен в улучшении результатов эндоскопии у пациентов с болезнью Крона, независимо от их предшествующего биологического лечения, сказал рецензент.
Также отмечается, что упадацитиниб является пероральным средством, что отличает его от инъекционных или инфузионных биологических препаратов для лечения болезни Крона.
3. Clinical guideline developed for use of biomarkers in ulcerative colitis (Gotkine E.)
В руководстве по клинической практике, выпущенном Американской гастроэнтерологической ассоциацией и опубликованном в мартовском номере журнала Gastroenterology, представлены рекомендации относительно роли биомаркеров в лечении язвенного колита (ЯК).
Сиддхарт Сингх из Калифорнийского университета в Сан-Диего в Ла-Хойе, и его коллеги разработали рекомендации по использованию биомаркеров активности заболевания у пациентов с установленным ЯК в стадии симптоматической ремиссии или с активными симптомами.
Руководящая группа вынесла семь условных рекомендаций. Эти рекомендации включают предложение использовать стратегию мониторинга, основанную на биомаркерах и симптомах, вместо стратегии мониторинга, основанной на симптомах, для пациентов с ЯК в стадии симптоматической ремиссии. Для исключения активного воспаления и избежания рутинной эндоскопии пациентам в стадии симптоматической ремиссии рекомендуется использовать уровень фекального кальпротектина <150 мкг/г, нормальный уровень фекального лактоферрина и/или С-реактивного белка (СРБ). Уровень фекального кальпротектина >150 мкг/г, повышенный уровень лактоферрина в фекалиях или повышенный уровень СРБ рекомендуются для принятия обоснованных решений о лечении и избежания рутинной эндоскопической оценки заболевания у пациентов с ЯК с симптомами от умеренных до тяжелых.
Однако предлагается использовать эндоскопическую оценку активности заболевания для обоснования решений о лечении у пациентов с симптоматической ремиссией, но повышенными биомаркерами, а также у пациентов с симптомами средней и тяжелой степени с нормальными биомаркерами. Эндоскопическая оценка активности заболевания также рекомендуется для принятия обоснованных решений о лечении пациентов с ЯК с умеренными симптомами.
Недавнее исследование показало, что эндоскопическая пилоромиотомия (G-POEM), минимально инвазивный вариант лечения пациентов с гастропарезом, улучшает симптомы, а также опорожнение желудка через 6 месяцев после процедуры. Результаты были опубликованы в Британском медицинском журнале Gut.
В этом проспективном рандомизированном исследовании сравнивали G-POEM и отсутствие вмешательства у пациентов с тяжелым гастропарезом. Первичным результатом была доля пациентов с успехом лечения (определяемая как снижение по крайней мере на 50% индекса кардинальных симптомов гастропареза (GCSI) через 6 месяцев).
Ключевыми моментами исследования были:
- В общей сложности 41 пациент был рандомизирован в группы G-POEM и плацебо (21:20).
- Показатели успеха лечения составили 71% (95% ДИ 50-86) после G-POEM и 22% (8-47) после плацебо (р = 0,005).
- Показатели успеха лечения у пациентов с диабетическим, послеоперационным и идиопатическим гастропарезом составили 89% (95% ДИ 56-98), 50% (18 - 82) и 67% (30-90) после G-POEM; в группе плацебо соответствующие показатели составили 17% (3-57), 29% (7-67) и 20% (3-67).
- Средняя задержка жидкости в желудке через 4 часа снизилась с 22% (95% ДИ 17-31) до 12% (5-22) после G-POEM и не изменилась в группе плацебо: 26% (18-39) против 24% (11-35).
- 12 пациентам из группы плацебо было проведено лечение G-POEM, из которых 9 (75%) были успешными.
В целом, согласно результатам этого исследования, G-POEM при тяжелом гастропарезе превосходил фиктивные процедуры как по улучшению симптомов, так и по опорожнению желудка через 6 месяцев после процедуры.
Это была последняя новость обзора. До новых встреч.