Новости
Гематология: обзор отечественных публикаций. Август-2023
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 25.08.2023
- 466
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня вашему вниманию предлагается обзор отечественных публикаций за последние месяцы.
Введение. Существует несколько форм препаратов L-аспарагиназы, которые различаются по фармакокинетике, токсичности и другим характеристикам.
Цель — определить частоту развития различных видов токсичности L-аспарагиназы у взрослых больных Ph-негативными острыми лимфобластными лейкозами (ОЛЛ) при лечении по протоколу «ОЛЛ-2016».
Материалы и методы. В многоцентровое проспективное рандомизированное исследование «ОЛЛ-2016» включено 313 больных с впервые установленным диагнозом «Ph-негативный ОЛЛ». В электронную базу была введена информация по токсичности L-аспарагиназы у 256 больных. Соотношение мужчин и женщин — 155:101. Медиана возраста — 32 (18–54) года. Выполнен анализ 1253 курсов, которые включали введение L-аспарагиназы.
Результаты. Токсичность и развитие побочных реакций L-аспарагиназы были диагностированы у 67 (26%) из 256 больных. При проведении 102 (8%) из 1253 курсов были осложнения, обусловленные введением L-аспарагиназы. Токсичность и развитие побочных реакций L-аспарагиназы 1–2-й степени были у 34 (51%) больных: аллергические реакции — у 6 (18%), тромбозы брахицефальных вен, ассоциированные с установкой венозного катетера, — у 2 (6%), увеличение концентраций панкреатической амилазы в сыворотке крови и диастазы в моче без клинических признаков панкреатита — у 3 (9%), нарушение белково-синтетической функции печени — у 23 (6%), гепатотоксичность — у 15 (44%). Токсичность L-аспарагиназы 3–4-й степени развилась у 33 (49%) больных, из них 22 (67%) потребовалась отмена препарата (медиана отмены — 3-е введение). Ни один больной не умер вследствие токсичности нативной формы препарата. Показатели 5-летней общей выживаемости (ОВ) и вероятности развития рецидива (ВРР) у больных, у которых была отмена препарата на этапах индукции ремиссии, по сравнению с больными, которым было продолжено лечение с включением L-аспарагиназы на этапах консолидации ремиссии и поддерживающей терапии, достоверно не различались: ОВ —89% vs 70% (р=0,0921), ВРР — 47% vs. 33% (р=0,8633).
Заключение. У взрослых больных отмена L-аспарагиназы по причине токсичности в большинстве случаев была произведена на этапе индукции ремиссии. Возможно, замена нативной формы препарата на пегилированную форму позволит улучшить долгосрочные показатели выживаемости у этой группы больных.
2. Иксазомиб в лечении больных множественной миеломой (Бессмельцев С.С.)
Введение. Иксазомиб – первый пероральный ингибитор протеасомы, одобренный в комбинации с леналидомидом-дексаметазоном (Ixa-Rd) для лечения пациентов с ММ, которые ранее получали ≥1 терапии. Одобрение было основано на результатах международного многоцентрового рандомизированного двойного слепого плацебо-контролируемого исследования III фазы TOURMALINE-MM1. TOURMALINE[1]MM1 продемонстрировало статистически значимое улучшение выживаемости без прогрессирования (PFS) при применении иксазомиба-Rd по сравнению с плацебо-Rd у пациентов с рецидивирующей/рефрактерной множественной миеломой (РРММ) (медиана PFS 20,6 и 14,7 месяцев) с ограниченной дополнительной токсичностью.
Основная часть. Авторы статьи сообщают об окончательном анализе общей выживаемости по результатам исследования TOURMALINE-MM1. Однако результаты клинических испытаний не всегда воплощаются в реальные результаты. Схема Ixa-Rd зарекомендовала себя как безопасный и эффективный вариант лечения для реальных пациентов с рецидивами/рефрактерными формами множественной миеломы. В любом случае, полная пероральная комбинированная терапия у пациентов с PPMM положила начало новой эре в лечении этого заболевания.
Иксазомиб-Rd, полностью пероральный триплетный режим, является эффективным и хорошо переносимым вариантом лечения пациентов с РРММ. Иксазомиб успешно комбинируют с другими препаратами (циклофосфамид, даратумумаб, помалидомид). В исследовании I/II фазы изучалась безопасность и эффективность иксазомиба/помалидомида/дексаметазона у пациентов, которые ранее проходили многократную терапию, были невосприимчивы только к леналидомиду или к леналидомиду и бортезомибу, или леналидомиду, бортезомибу и карфилзомибу.
Заключение. Учитывая многообещающие предварительные показатели ответа, особенно у пациентов, невосприимчивых как к леналидомиду, так и к ингибиторам протеасомы, комиссия NCCN включила иксазомиб/помалидомид/дексаметазон в качестве варианта лечения для пациентов с рецидивирующей/рефрактерной ММ, которые ранее получали по крайней мере две линии терапии, включая иммуномодулирующие агенты и ингибиторы протеасомы, и продемонстрировали прогрессирование заболевания на или в течение 60 дней после завершения последней терапии. Режимы на основе иксазомиба являются эффективными и хорошо переносимыми вариантами лечения пациентов с множественной миеломой.
Введение. Обзорная статья посвящена анализу научно- литературных данных изданных за последние 10 лет, посвящённых проблеме изучения роли Helicobacter Pylori в развитии железодефицитной анемии (ЖДА) у детей и подростков. Даны сравнительные данные отечественных и зарубежных учёных о механизме воздействия Helicobacter Pylori (НР) патогенез резистентной железодефицитной анемии у детей.
Основная часть. Одно из возможных объяснений связи причин развития ЖДА при НР–инфицированности является потеря железа при кровотечениях из ЖКТ. Однако, описаны несколько историй болезни и серии случаев, когда при ЖДА на фоне HP гастрита не нашли кровоточащих поражений во время эндоскопии. Тестирование на фекальную скрытую кровь было отрицательное, и анти- HР лечение было связано с решением ЖДА. Авторы статьи суммировали гипотезы патогенеза развития ЖДА при HP-инфицированности, изложенные в литературе:
Усиленный захват железа Helicobacter pylori в свободном виде (алиментарный), а также в виде лактоферрина, с последующей «секвестрацией» железа и усиленного выведение его из циркуляции вследствие быстрого размножения и обновления интрагастрального пула HP. Данное состояние способствует нарушению баланса между поступлением железа и потребностью в нем;
- Опосредованное HP-изменение синтеза гепсидина (белка, играющего ведущую роль в механизмах всасывания железа) в гепатоцитах;
- Конкурентное связывание железа, аскорбиновой кислоты и других витаминов Helicobacter pylori в качестве необходимых факторов роста бактерий;
- За счёт повышения интрагастрального pH при хеликобактериозе развивается воспаление слизистой двенадцатиперстной кишки и желудка с развитием мальабсорбции железа;
- Анемия, связанная с плохо диагностируемыми микропотерями крови через желудочно-кишечный тракт.
- Перераспределительная анемия хронического воспаления, связанная с активацией макрофагов печени и селезенки.
Заключение. Таким образом, на развитие железодефицитной анемии у детей на фоне HP-инфицированности взаимосвязаны множество механизмов патогенеза, следовательно, при лечении детей с хронической гастродуоденальной патологией назначение анти-НР бактериальной терапии с чередованием ферротерапии является обоснованным
4. Хранение патогенредуцированных тромбоцитов (Рожков Е.В., Кожемяко О.В., Рожкова Н.С. и др.)
Введение. Для повышения инфекционной безопасности компонентов крови применяют методы инактивации патогенов (ИП) в донорском контейнере. В России одобрены две технологии инактивации патогенов в концентратах тромбоцитов: «Интерсепт» (амотосален и ультрафиолет спектра А) и «Мирасол» (рибофлавин и ультрафиолет).
Цель — изучить параметры качества хранящихся патогенредуцированных концентратов тромбоцитов. Материалы и методы. Концентраты тромбоцитов, полученные методом автоматического тромбоцитафереза и ресуспендированные в плазме, подвергали ИП и отбирали образцы для исследования в первые сутки хранения до и после ИП, а также на 3-и и 5-е сутки хранения. Объем дозы и количество клеток определяли в 60 образцах: в 30 образцах, обработанных по технологии «Интерсепт», и в 30 образцах, обработанных по технологии «Мирасол». Исследование рН выполнили в 46 концентратах тромбоцитов, обработанных по технологии «Интерсепт», и 38 контейнерах — по технологии «Мирасол». Учитывали характеристики доноров (пол, возраст, рост, массу, количество донаций в анамнезе).
Результаты. В сравниваемых группах не выявлено отличий по полу доноров, их донорскому стажу, антропометрическим и гематологическим показателям. Количество тромбоцитов в течение 3 сут. в обеих группах не отличалось как от исходного, так и между группами. На 5-е сутки количество тромбоцитов, обработанных по технологии «Интерсепт», оставалось неизменным, а количество тромбоцитов, обработанных по технологии «Мирасол», значимо уменьшалось как по сравнению с исходным показателем (425,2±31,0×109 и 519,6±31,2×109 соответственно, p<0,001), так и относительно количества тромбоцитов из группы «Интерсепт» (425,2±31,0×109 против 501,9±32,8×109 соответственно, p<0,001). В процессе хранения концентратов тромбоцитов внутренняя среда контейнеров менялась в кислую сторону, причем на 5-е сутки рН тромбоцитов в группе «Мирасол» было значимо кислее, чем в группе «Интерсепт» (6,51±0,15 против 6,93±0,15 соответственно, р<0,05).
Заключение. На 5-е сутки хранения в тромбоцитах, подвергнутых ИП по технологии «Мирасол», значимо уменьшалось количество клеток и рН по сравнению с тромбоцитами, обработанными по технологии «Интерсепт».
Это была последняя статья сегодняшнего обзора. До новых встреч.