Новости
Глупость - обратная сторона бедности?
- 19.08.2021
- 937
У детей из бедных семей, чаще выявляются когнитивные и поведенческие трудности, чем у их более обеспеченных сверстников. Ранее уже изучалось влияние бедности на состояние физического здоровья детей, а также были зафиксированы различия в психическом здоровье детей, относящихся к разным социально-экономическим классам. Но Дианна Барч, заведующая кафедрой и профессор кафедры психологии и наук о мозге Вашингтонского университета в Сент-Луисе, и ее коллеги поставили перед собой цель – провести комплексное исследование для выявления влияния бедности в детстве на интеллект во взрослой жизни, а также механизмы этого влияния. Результаты исследования были недавно опубликованы на медицинском портале Medical Xpress1.
Исследователи собрали данные за 17 лет от семей, в которых было 216 дошкольников, и проследили за ними до периода раннего взрослого возраста. В исследовании принимали участие лица, осуществляющие первичный уход, и их дети в возрасте от трех до пяти лет.
Дети ежегодно опрашивались с помощью составленной исследователями анкеты, и как только им исполнилось не менее 16 лет, исследователи проверили их когнитивные функции, психические расстройства, поведение с высоким риском, образовательные функции и социальные функции. В течение 17 лет участники также прошли пять сканирований мозга с помощью КТ, в ходе которых исследователи измеряли объемы мозгового вещества.
После контроля переменных, включая психопатологию в дошкольном возрасте и любые значимые жизненные события на протяжении многих лет, исследователи смогли показать, что социально-экономический статус в дошкольном возрасте был связан с когнитивными функциями, поведением с высоким риском, социальными функциями и образовательными функциями через 13 лет после того, как дети присоединились к исследованию. Соответственно, исследователи установили, что бедность в раннем возрасте отрицательно сказывается на показателях во всех перечисленных областях в период взрослой жизни. Это справедливо даже в том случае, если социально-экономический статус человека меняется до достижения им совершеннолетия.
Исследования также показали, что эти результаты опосредованы развитием мозга. "Мы считаем, что бедность и все связанные с ней факторы, такие как стресс, неадекватное питание, меньший доступ к медицинскому обслуживанию, влияют на развитие мозга", - отметил один из авторов. У детей, которые в дошкольном возрасте жили в бедности, были меньшие объемы определенных подкорковых областей мозга, включая гиппокамп, хвостатое ядро и таламус. Также в этих регионах со временем наблюдался замедленный рост. Авторы отметили, что перечисленные области мозга особенно чувствительны к факторам окружающей среды, таким как плохое питание или неблагоприятная экология, т.е. к факторам, которые с большей вероятностью влияют на тех, кто живет в нищете.
Однако, авторы считают, что полученные ими данные носят неоднозначный характер. "У многих детей были замечательные результаты, несмотря на то, что они росли в бедности", - сказал один из исследователей. Это происходит потому, что они получили дополнительную поддержку и дополнительные ресурсы. Следовательно, выявленные изменения носят модифицируемый характер, что дает надежду на возможности их коррекции.