Новости
Онкология: обзор отечественных публикаций. Апрель-2023
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 23.04.2023
- 573
Приветствуем всех коллег-онкологов (и не только) в нашем блоге. Ознакомьтесь пожалуйста с обзором публикаций отечественных авторов за последние месяцы.
Актуальность: Самой злокачественной первичной опухолью головного мозга является глиобластома. Для ее лечения используется комбинированная схема, доступная на данный момент: хирургическое вмешательство, лучевая и химиотерапия. Однако до сих пор медиана выживаемости пациентов не превышает 14 мес. В связи с этим идет постоянный поиск эффективных методик. Совершенствование лучевой терапии привело к возможности проведения ее интраоперационно, что является практичным и действенным методом, направленным на освобождение от оставшихся опухолевых клеток, уменьшение распространения опухоли и на заполнение терапевтического промежутка между операцией и последующей химио- и лучевой терапией. Интраоперационная лучевая терапия (ИОЛТ) позволяет доставить необходимую тумороцидную дозу точно в мишень, минимально затрагивая окружающие здоровые ткани.
Цель: Установление безопасности проведения интраоперационного облучения пациентов со злокачественными глиомами на установке INTRABEAM (Carl ZEISS, Германия) дозой до 40 Гр с аппликатором.
Материал и методы: В исследовании приняли участие 15 пациентов, средний возраст которых составил 51 год, соотношение мужчин и женщин было 4:6, средний индекс Карновского до операции 97. После хирургического удаления опухоли проводилась экспресс-биопсия. Далее выполнялось интраоперационное облучение на установке INTRABEAM дозой 40 Гр с последующей оценкой индекса Карновского, ранних послеоперационных и отсроченных возможных осложнений.
Результаты: У всех больных, оперированных с использованием интраоперационного облучения и проведенной в дальнейшем адъювантной радиохимиотерапией, переносимость метода оказалась хорошей, особенностей заживления раны или выявленных осложнений не было, не отмечено случаев раневой ликвореи, воспаления ран.
Заключение: Интраоперационное облучение, проводимое после хирургического удаления опухоли, можно рекомендовать как безопасный метод лечения злокачественных глиом в дополнение к существующей комбинированной терапии.
В данном литературном обзоре представлены последние данные клинических исследований, изучающих возможность применения микроРНК в качестве потенциального биологического маркера у больных герминогенными опухолями. Низкая чувствительность и специфичность стандартных опухолевых маркеров, использующихся при диагностике и лечении больных герминогенными опухолями, привела к поиску и изучению новых маркеров.
Одним из таких биологических маркеров является микроРНК. Это одноцепочечные РНК, подавляющие синтез белка или инициирующие деградацию мРНК. По данным актуальных клинических исследований данные молекулы могут быть использованы для внедрения в клиническую практику и потенциально влиять на принятие клинических решений при лечении больных герминогенными опухолями.
Явным плюсом данного биомаркера является то, что повышенный уровень микроРНК в сыворотке крови был обнаружен только у пациентов с ГО, отсутствовал у опухолей яичек другого происхождения и у пациентов с другими злокачественными новообразованиями. Многие исследования показали, что сывороточный уровень miR-371a-3p отражает стадию заболевания и зависит от размера первичной опухоли.
Диагностическая точность miR-371a-3p наиболее высока при метастатическом заболевании с большим объемом опухолевой массы (AUC 0,998), однако даже при I стадии заболевания данный биомаркер по-прежнему обладает высокой чувствительностью (AUC 0,958).
Вероятно, miR-371a-3p будет использоваться в тех случаях, для которых низкая точность стандартных маркеров до сих пор препятствовала их применению. Таким образом, ожидается, что изучение уровня miR-371a-3p будет играть важную роль в наблюдении за больными ГО. Предполагается, что во время наблюдения можно будет избежать многих процедур визуализации, что позволит сэкономить средства и снизить кумулятивную дозу радиации для отдельных пациентов. Серийные измерения miR-371a-3p могут служить важным маркером для мониторинга эффективности химиотерапии и в конечном итоге обеспечить средства для подбора более индивидуализированного лечения.
Цель исследования ‒ изучить результаты резекции прямой кишки при раке.
Материал и методы. Проведен ретроспективный анализ результатов лечения 251 больного раком прямой кишки (РПК) стадии сT3–4аN0–2M0, которым выполнены чрезбрюшинные резекции прямой кишки с мезоректумэктомией в ФГБУ «НМИЦ онкологии» МЗ РФ с 2015 по 2020 г. Возраст больных составил 27–90 лет. Учитывая распространенность опухоли, 143 (56,9 %) больным проведена неоадъювантная пролонгированная конформная лучевая терапия или химиолучевая терапия.
Результаты. Несостоятельность колоректального анастомоза развилась у 11 (4,4%) больных, повторные оперативные вмешательства выполнены 8 (72,7%) больным (Grade С). Прогрессирование заболевания выявлено у 58 (23,1%) больных, рецидив опухоли в прямой кишке – у 2 (0,8%), отдаленные метастазы – у 56 (22,3%) пациентов. Статистический анализ показал, что такие показатели, как возраст, локализация опухоли в прямой кишке, степень дифференцировки опухоли и стадия Т, значимо не влияли на прогрессирование заболевания. Выявлена значимая зависимость прогрессирования заболевания от стадии рN2, которая увеличивала риски рецидива заболевания в 4,1 раза. 75% выживаемость больных составила 51,2 мес. Выявлено значимое ухудшение выживаемости больных при стадии рN2, которая увеличивала риски летального исхода в 3,6 раза.
Заключение. Проведенное исследование продемонстрировало хорошие онкологические и хирургические результаты лечения РПК II–III стадии с высокими показателями выживаемости. Резекция прямой кишки является безопасным и прогнозируемым оперативным вмешательством, сопровождающимся малой частотой несостоятельности анастомоза и рецидивов заболевания. В условиях современной терапии РПК значимым прогностическим фактором стала патоморфологическая стадия рN2, которая значимо ухудшила онкологические результаты лечения и выживаемость больных.
Цель исследования. Оценить эффективность лечения метастатической меланомы хориоидеи в ретроспективном моноцентровом исследовании.
Материал и методы. Материалом для анализа послужили данные 92 пациентов с диагнозом меланомы хориоидеи и системным прогрессированием заболевания. Специальные методы лечения метастатической меланомы хориоидеи включали химиотерапию, иммунотерапию интерлейкином-2. Терапия метастазов в печени включала химиоэмболизацию печеночной артерии, хирургическое удаление очагов поражения. Анализировались 1-, 3-, 5- и 10-летняя скорректированная выживаемость пациентов, а также влияние категории T, вида лечения и наличия метастазов в печени на показатели выживаемости.
Результаты. Среди всех пациентов, включенных в исследование, изолированное поражение печени наблюдалось в 47,8% случаев. При этом локальная терапия была применена в 10 случаях. Выявлено статистически значимое снижение риска смерти при проведении локальной терапии метастазов в печени (ОР 0,19, 95% ДИ 0,04—0,8; p=0,03). Медиана скорректированной выживаемости при применении любого из методов локальной терапии метастазов в печени составила 26 мес (95% ДИ 15,0—52,0), при специальном лечении без локальной терапии — 11 мес (95% ДИ 7,2—14,7; p=0,02).
Заключение. С помощью многофакторного регрессионного анализа выявлено статистически значимое снижение риска смерти от метастатической меланомы хориоидеи в случае применения локальных методов лечения метастазов в печени (ОР 0,19, 95 % ДИ 0,04—0, 8; p=0,03).
Наш обзор завершен. До новых встреч.