Новости
Онкология: обзор отечественных публикаций. Июнь-2023
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 19.06.2023
- 505
Приветствуем всех коллег в нашем блоге. Сегодня предлагаем вам ознакомиться с обзором отечественных публикаций за последние месяцы.
Введение. Проблема поиска наиболее оптимальной тактики диагностики и лечения злокачественных неорганных забрюшинных опухолей является актуальной по сей день. Это связано с рядом особенностей, к которым относятся: отсутствие единого подхода к лечению злокачественных неорганных забрюшинных опухолей, отсутствие эффективных способов профилактики прогрессирования заболевания, малое количество публикаций, посвященных этой проблеме. Все это ставит перед онкологами, занимающимися лечением больных с данной патологией, задачу накопления и анализа результатов лечения каждого больного.
Материалы и методы. Основу работы составил анализ данных 32 пациентов с неорганными забрюшинными опухолями, из которых 26 находились на лечении в Ярославской клинической онкологической больнице с 2016 по 2021 г. с диагнозом «злокачественная неорганная забрюшинная опухоль».
Результаты и обсуждение. Основная масса пациентов, включенных в исследование, имела Т4N0M0 и составила 13 (50%) больных. 3 В стадия была выявлена у 73,08%. Гистологически верифицированы: липосаркома — 19,23%, лейомиосаркома и миксоидная липосаркома — по 15,38%, остальные образования составляли 3,8% каждая и являлись различными типами сарком из мезодермальных зачатков. Опухоли высокой степени злокачественности имелись у 22 больных (84,62%), низкой степени злокачественности — у 4 (15,38%). 22 больным было проведено радикальное хирургическое лечение. Изолированное удаление опухоли было выполнено 11 (50%) больным, 11 (50%) операций сопровождались комбинированным или сочетанным удалением опухоли. Послеоперационные осложнения отсутствовали. Гистологически подтвержденная инвазия опухоли у оперированных больных была выявлена в 50%, наиболее частым органом, вовлеченным в процесс, являлась почка.
Заключение. Полученные данные указывают на высокие показатели резектабельности образований данной локализации. При анализе объема удаленной опухоли выявилась прямая взаимосвязь со степенью злокачественности образования. Высокие показатели одно-, трех- и пятилетней выживаемости пациентов свидетельствуют об эффективности радикальной хирургической резекции как при изолированном удалении, так и при сочетанной или комбинированной резекции. Однако частое развитие рецидивов и в связи с этим повторные оперативные вмешательства приводят к регрессивному снижению выживаемости.
Цель исследования ‒ оценить результаты применения стереотаксической лучевой терапии (СТЛТ) в лечении неоперабельных пациентов с локализованным раком почки с учетом показателей общей выживаемости и локального контроля.
Материалы и методы. С 2011 по 2021 г. на базе Челябинского областного клинического центра онкологии и ядерной медицины (ЧОКЦО и ЯМ) 42 пациентам с морфологически верифицированным диагнозом рака почки проводилась СТЛТ до СОД от 30 до 45 Гр за 3 фракции на аппарате CyberKnife. СТЛТ проводилась в случае неоперабельности пациента с учетом различных факторов (возраст, тяжесть сопутствующей патологии, степень анестезиологического риска ASA IV), отказа пациентов от хирургического лечения, в случае размеров опухоли до 5,0 см в диаметре. Не проводилась СТЛТ при размерах опухоли более 5,0 см в диаметре, при значимом нарушении функции почек (хроническая болезнь почек С5), генерализации процесса, при декомпенсации сопутствующей патологии. Средний возраст больных составил 67,9 года. У 93% пациентов была I стадия рака почки. Первичная опухоль была диагностирована в 37 случаях, в 6 – рецидив после предшествующего оперативного лечения, в том числе у 1 пациента – рецидив рака обеих почек. Средний объем опухоли составил 28,1 см3.
Результаты. Медиана общей выживаемости (ОВ) не была достигнута в связи с тем, что большинство пациентов (n=36) на момент анализа результатов исследования были живы. Показатели 1-, 3- и 5-летней ОВ составили 94,1; 88,7 и 72,6% соответственно. Зафиксирован уровень 1-летнего локального контроля в 93%. Частичный ответ по критериям RECIST 1.1 спустя 3–6 мес. после СТЛТ отмечен в 26,2% случаев, в 66,8% – стабилизация процесса, в 7% (n=3) – прогрессирование процесса. Ренальная токсичность возникла у 23,8% пациентов спустя 3 мес. после проведенной лучевой терапии, но в течение года функция почек у этих пациентов была восстановлена.
Заключение. СТЛТ рака почки демонстрирует высокую эффективность при минимальной токсичности, что позволяет применять данный метод в лечении рака почки у неоперабельных пациентов.
Введение. Прогрессирование после радикального лечения при раке желудка определяет неблагоприятный прогноз для жизни пациента. Канцероматоз брюшины — частый вариант прогрессирования, при котором возможности системной химиотерапии ограничены. Профилактика развития канцероматоза в лечении неметастатического рака желудка могла бы уменьшить частоту прогрессирования. Представленный обзор литературы освещает завершенные и продолжающиеся исследования по регионарным методам внутрибрюшинной химиотерапии, применяющиеся в процессе комплексного радикального лечения с целью профилактики перитонеального канцероматоза рака желудка у пациентов с высоким риском его возникновения.
Материалы и методы. Авторами проведен поиск литературы по базам данных Scopus, Web of Science, PubMed, РИНЦ. При анализе использованы источники, индексируемые в базах данных Scopus и Web of Science (99 %), РИНЦ (1 %), а также базы данных клинических исследований Национальной медицинской библиотеки (NLM, ClinicalTrials. gov) и реестра клинических испытаний США ICH GCP. Около 50% работ опубликованы за последние 5 лет. Для написания данного литературного обзора было использовано 62 источника.
Основная часть. Среди методов авторы рассматривают профилактическую гипертермическую внутрибрюшинную химиотерапию (HIPEC). Целесообразность ее проведения с профилактической целью, по их мнению, обусловлена двумя ее благоприятными механизмами: большие объемы жидкости, используемые во время HIPEC, снижают концентрацию свободных циркулирующих опухолевых клеток, а синергетический эффект гипертермии и цитостатика оказывает значимое воздействие на остаточные опухолевые клетки. Авторы приводят данные исследований, согласно которым добавление HIPEC продемонстрировало снижение общего риска прогрессирования, а также преимущество комбинации HIPEC с хирургическим вмешательством при раке желудка стадии T4a без метастазов по брюшине, доказав значительное снижение риска смертности.
Другим методом, который рассматривают авторы, является нормотермическая внутрибрюшинная химиотерапия. К ней относят EPIC — раннюю внутрибрюшинную химиотерапию, которая осуществляется непосредственно в первые сутки после радикального хирургического вмешательства. Авторы приводят результаты исследования, в котором проводили EPIC больным с серозной инвазией при раке желудка комбинацией Митомицина С, вводимого в первые сут после радикального лечения, и 5-Фторурацила в последующие 4 дня. Исследование показало статистически значимое снижение частоты перитонеального рецидива в группе EPIC, составив 18,5 % в сравнении с 32,2% соответственно (p = 0,038). Пятилетняя общая и специфическая выживаемости при раке желудка в группе EPIC составили 47,4% и 53,1%, а в группе без EPIC — 26,7% и 29,7% соответственно (p = 0,012 и p = 0,011).
Заключение. Несмотря на то, что применение некоторых видов внутрибрюшинной химиотерапии является многообещающей опцией в лечении местно-распространенного РЖ, до настоящего времени отсутствует фундаментальная доказательная база о ее эффективности, позволяющая рекомендовать ее включение в рутинную клиническую практику. Необходимо проведение больших проспективных рандомизированных мультицентровых исследований, направленных на выявление группы больных со злокачественными опухолями желудка, у которых использование методики позволит значимо улучшить непосредственные и отдаленные онкологические результаты лечения.
Введение. Рак пищевода – одно из самых агрессивных злокачественных новообразований (ЗНО) желудочно-кишечного тракта, занимающее восьмое место в структуре заболеваемости во всем мире. Несмотря на комплексные подходы к лечению, смертность продолжает расти в обеих гендерных группах, что перемещает данную патологию на шестую позицию в структуре смертности от ЗНО. Множество пациентов проходят лучевую терапию в предоперационном периоде или в самостоятельном варианте в силу особенностей локализации опухоли или распространенности процесса. Одним из серьезных осложнений заболевания на фоне проводимой консервативной терапии является перфорация пищевода, которая, по литературным данным, может развиваться от 5,6 до 33% случаев, а факторами риска развития данного осложнения являются инфильтративно-язвенная форма рака, стадия заболевания Т3-4 и наличие стеноза пищевода, а также применение таких химиопрепаратов, как фторурацил и цисплатин.
Основная часть. В статье описан клинический случай развития перфорации пищевода у пациента с инфильтративно-язвенной формой плоскоклеточного рака пищевода на фоне проводимого предоперационного химиолучевого лечения. Суммарная очаговая доза (СОД) на момент развития осложнения составила 24 Гр. Вследствие комплексного дообследования, выявившего развившееся осложнение в виде перфорации пищевода междисциплинарным консилиумом было принято решение о немедленном хирургическом вмешательстве, в ходе которого была выполнена экстирпация пищевода с гастро- и эзофагостомией. Пациент был выписан на 15-е сутки в удовлетворительном состоянии с рекомендацией проведения ИГХ-исследования на наличие экспрессии PD-L1 для определения дальнейшей тактики лечения.
Заключение. Данный клинический случай демонстрирует роль инфильтративно-язвенной формы роста опухоли, стадии заболевания, а также применение химиопрепаратов во время лучевого лечения как факторы риска развития перфорации пищевода; важной задачей на догоспитальном этапе при отборе таких пациентов служит тщательное обследование в специализированных онкологических центрах для исключения возможных осложнений в процессе вышеописанного консервативного лечения.
Наш обзор завершен. До новых встреч.