Новости
Онкология: обзор зарубежных новостей. Февраль
- 24.02.2021
- 968
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня вашему вниманию предлагается краткий обзор зарубежных новостей за последние месяцы.
Начнем с новых возможностей диагностики злокачественных новообразований.
1. Quick MRI Scan for Routine Prostate Cancer Screening? (Otto M.A.).
Можно ли использовать визуализацию для рутинного скрининга рака предстательной железы у здоровых мужчин — аналогично маммографии для скрининга рака молочной железы? Таким вопросом задался автор обзора, размещенного на сайте Medscape1. В качестве ответа он представляет результаты исследования, недавно опубликованного в журнале JAMA Oncology.
По данным авторов исследования, быстрое сканирование — с 15-минутной неконтрастной МРТ выявило больше клинически значимых опухолей предстательной железы, чем обычный скрининг с анализом крови на простатспецифический антиген (ПСА). По результатам обследования 408 британских мужчин было установлено, что быстрое МРТ-сканирование выявило 14 случаев рака, оцениваемых по шкале Глисона на 3+, 4 или выше, в то время как с помощью скрининга ПСА было выявлено только 7 таких опухолей. Кроме того, всем участникам исследования было проведено трансректальное ультразвуковое исследование. В результате было установлено, что его диагностическая ценность в выявлении клинически значимых опухолей была сходна с ПСА и, соответственно, уступала быстрой МРТ.
При этом авторы отмечают, что исследование не было направлено на оценку различий в частоте выявления клинически значимых раковых опухолей. Их целью был поиск альтернативы рутинному тестированию ПСА, при использовании которого нередки случаи как гипер-, так и гиподиагностики. Авторы признают, что, хотя полученные результаты повышают возможность использования методов визуализации для рутинного скрининга рака предстательной железы, для окончательного доказательства эффективности быстрого МРТ-сканирования необходимо более крупное или рандомизированное исследование. "В долгосрочной перспективе, в случае успеха, МРТ предстательной железы сможет присоединиться к маммографии и низкодозированной компьютерной томографии грудной клетки в качестве скринингового теста визуализации, который спасает жизни и улучшает общее состояние здоровья населения", - комментируют они.
2. Distinction of surgically resected gastrointestinal stromal tumor by near‑infrared hyperspectral imaging (Sato D., Takamatsu T., Umezawa M. et al.).
Авторы следующей статьи отмечают сложности диагностики гастроинтестинальных стромальных опухолей (ГИСО) с помощью обычной эндоскопии, поскольку подслизистые опухолевые поражения, такие как ГИСО, покрыты слизистой оболочкой2. Получать оптическую информацию из глубоких слоев тканей внутренних органов позволяет гиперспектральная визуализация в ближнем инфракрасном диапазоне (NIR-HSI). Однако, на сегодняшний день опыт ее применения для диагностики глубоких поражений, таких как ГИСО, весьма мал.
Авторы исследования получили ex-vivo 12 изображений хирургически резецированных ГИСО с помощью метода гиперспектральной визуализаций в ближнем инфракрасном диапазоне. Хотя в 7 случаях опухоли были покрыты слизистой оболочкой (толщина которой варьировала от 0,4 до 2,5 мм), анализ полученных изображений с помощью алгоритмов машинного обучения позволил дифференцировать их от участков нормальной слизистой. В итоге, специфичность, чувствительность и точность данного метода составили 73,0%, 91,3% и 86,1% соответственно.
Исследователи резюмируют, что анализ NIR-HSI потенциально может помочь различить глубокие поражения, в том числе ГИСО.
3. GERD may increase risk for cancers of the larynx, esophagus (Abnet C.C.).
Следующая публикация посвящена изучению факторов риска развития рака пищевода. По мнению автора, к настоящему времени накоплен достаточный объем данных в пользу того, что ГЭРБ является установленным фактором риска развития аденокарциномы пищевода3.
Исследователи попытались выявить взаимосвязь между ГЭРБ и риском развития плоскоклеточного рака гортани, аденокарциномы пищевода и плоскоклеточного рака пищевода. Для этого они использовали данные когортного исследования, проведенного в 1995 и 1996 годах путем рассылки анкет 3,5 миллионам членов Американской ассоциации пенсионеров в возрасте от 50 до 71 года. Анализ включал данные 490 605 респондентов, среди которых преобладали белые (92,55%) мужчины (59,6%).
За 6,6 миллионов человеко-лет наблюдения (медиана наблюдения -15,5 года) исследователи выявили 876 случаев плоскоклеточного рака гортани, 301 - плоскоклеточного рака пищевода и 931 - аденокарциномы пищевода. Они подсчитали, что предполагаемая распространенность ГЭРБ составляет 23,7%, причем более высокая заболеваемость наблюдается среди женщин и пожилых людей.
Полученные результаты показали значительно более высокий риск развития аденокарциномы пищевода среди лиц с ГЭРБ (ОР = 2,23; 95% ДИ 1,72-2,9), что, по мнению авторов, согласуется с предыдущими исследованиями и сохраняется в группах, стратифицированных по полу, статусу курения и потреблению алкоголя.
Кроме того, исследователи наблюдали достоверно положительную ассоциацию ГЭРБ и риска развития плоскоклеточного рака гортани (ОР = 1,91; 95% ДИ 1,24-2,94) и плоскоклеточного рака пищевода (ОР = 1,99; 95% ДИ 1,39-2,84), которая также сохранялась при стратифицированном анализе.
После разделения всего периода наблюдения на четыре (1995-1999, 2000-2004, 2005-2008 и 2009-2011), стратификации испытуемых по полу, статусу курения и потреблению алкоголя, исследователи обнаружили в целом за 16-летний период статистически значимый более высокий риск развития аденокарциномы пищевода, а также плоскоклеточного рака пищевода и гортани
Исследователи подсчитали, что 22,04% людей в возрасте от 50 до 71 года в общей популяции США страдали ГЭРБ, причем 16,92% случаев плоскоклеточного рака гортани и 17,32% случаев плоскоклеточного рака пищевода в этой возрастной группе были связаны с ГЭРБ.
В то же время, по мнению руководителя исследовательской группы C.C. Abnet, необходимы дополнительные исследования, чтобы повторить эти результаты и установить роль ГЭРБ как фактора риска развития рака и других заболеваний.
4. First Drug That Protects Against Chemo-Induced Myelosuppression (Chustecka Z.).
Последняя в сегодняшнем обзоре новость касается возможностей защиты онокпациентов от индуцированной химиотерапией миелосупрессии4. Как известно, именно миелосупрессия является одним из самых тяжелых побочных эффектов химиотерапии и может представлять опасность для жизни пациента. Следствием миелосупрессии может быть повышенный риск инфекционных заболеваний, а также тяжелая анемия и/или кровотечение. Эти осложнения отрицательно влияют на качество жизни пациентов, а также могут привести к снижению дозы химиотерапии и пролонгированию курса лечения.
Управлением по контролю за продуктами и лекарствами США (FDA) был одобрен новый препарат трилациклиб (Cosela, G1 Therapeutics), который обеспечивает защиту от индуцированной химиотерапией миелосупрессии. Препарат показан для применения у взрослых пациентов с обширной стадией мелкоклеточного рака легкого, получающих химиотерапию. Его вводят внутривенно в виде 30-минутной инфузии в течение четырех часов до начала химиотерапии. Препарат является ингибитором фермента циклин-зависимой киназы 4/6, и это действие, по-видимому, защищает нормальные клетки костного мозга от вредного воздействия химиотерапии.
В соответствии с заявлением производителя, Трилациклиб «является первой и единственной терапией, предназначенной для защиты костного мозга (миелопротекции) при введении до начала химиотерапии».
FDA отмечает, что решение об одобрении препарата было основано на данных трех рандомизированных двойных слепых плацебо-контролируемых исследований, в которых приняли участие в общей сложности 245 пациентов с мелкоклеточным раком легкого. Эти пациенты получали химиотерапевтические схемы, основанные на комбинации карбоплатина и этопозида (с или без иммунотерапии атезолизумабом), или схемы, основанные на применении топотекана. Перед получением химиотерапии пациенты были рандомизированы на прием трилациклиба или плацебо.
В результате было установлено, что у пациентов, получавших инфузию трилациклиба до начала химиотерапии, была более низкая вероятность развития тяжелой нейтропении по сравнению с пациентами, получавшими плацебо. Кроме того, в случае развития тяжелой нейтропении у пациентов, получавших трициклаб, ее длительность была короче, чем у пациентов получавших плацебо.
Наиболее частыми побочными эффектами трилациклиба были утомляемость, низкий уровень кальция, калия и фосфата в крови, повышенный уровень печеночного фермента аспартатаминотрансферазы, головная боль и пневмония. FDA отмечает, что пациенты также должны быть проинформированы о возможных реакциях в месте инъекции, острой лекарственной гиперчувствительности, интерстициальном заболевании легких/пневмоните и эмбрионально-фетальной токсичности.
Компания-производитель планирует продолжить исследования, которые будут оценивать влияние трилациклиба на прогрессирование заболевания или выживаемость с последующим наблюдением не менее 2 лет; это клиническое испытание планируется начать в 2022 году.
На этом сегодняшний обзор завершаю. До новых встреч.
Список литературы:
1. Otto M.A. Quick MRI Scan for Routine Prostate Cancer Screening? // Medscape (22.02.2021)