Новости
Онкология: обзор зарубежных новостей. Март-2023
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 30.03.2023
- 512
Приветствуем всех коллег-онкологов (и не только) в нашем блоге. Ознакомьтесь пожалуйста с небольшой подборкой зарубежных новостей за март.
По словам производителя препарата, добавление рибоциклиба к адъювантной эндокринной терапии значительно снизило риск рецидива заболевания у пациенток с ER-положительным, HER2-негативным ранним раком молочной железы. Рибоциклиб (Kisqali, Novartis), селективный ингибитор циклин-зависимых киназ CDK 4/6 категории 1, показал стабильную пользу независимо от поражения лимфоузлов у пациенток со II и III стадиями раннего заболевания, говорится в пресс-релизе Novartis.
В рандомизированном открытом исследовании 3-й фазы NATALEE оценивалась эффективность и безопасность рибоциклиба в сочетании с эндокринной терапией по сравнению с одной только эндокринной терапией в качестве адъювантной терапии примерно у 5100 пациенток с ER-положительным, HER2-отрицательным раком молочной железы на ранней стадии. В ходе исследования была протестирована более низкая начальная доза рибоциклиба - 400 мг по сравнению с дозой 600 мг, одобренной для лечения метастатического рака молочной железы.
Авторы отметили, что исследование достигло своей первичной конечной точки, которая включает в себя локализованный рецидив, ипсилатеральный и контралатеральный инвазивный рак молочной железы, отдаленный рецидив и новые случаи рака или смерть по любой причине. Независимый комитет по мониторингу данных рекомендовал досрочно прекратить исследование после достижения этой конечной точки.
Наблюдение за отдаленными результатами, включая вторичную конечную точку общей выживаемости, будет продолжено, и данные будут представлены на предстоящем медицинском совещании и переданы регулирующим органам, сообщает Novartis.
2. Higher BMI may worsen breast cancer risk in women carrying BRCA mutation: Study (Kohli K.K.)
Авторы недавнего исследования, опубликованного в журнале Science Translational Medicine, предположили наличие взаимосвязи между повышенным индексом массы тела (ИМТ) и развитием рака молочной железы у носительниц мутации BRCA. Это говорит о том, что поддержание более низкой массы тела или фармакологическое воздействие на метаболизм или уровень эстрогенов может снизить риск развития рака молочной железы в этой популяции.
Многоинституциональное трансляционное исследование, проведенное учеными Weill Cornell Medicine, предполагает, что контроль веса и лекарства, влияющие на метаболическое здоровье, могут быть важной частью профилактической помощи женщинам с этими генетическими мутациями, хотя необходимы дальнейшие исследования.
Предыдущие результаты эпидемиологических исследований влияния массы тела на развитие рака молочной железы у носителей мутации BRCA недостаточно неясны, сказала первый автор статьи. “Наше исследование предоставляет клиницистам четкие доказательства возможных преимуществ вмешательства в метаболическую сторону процесса заболевания раком молочной железы”, - сказала она.
Исследователи проанализировали образцы нераковой ткани молочной железы у пациенток с мутациями BRCA1 или BRCA2, перенесших мастэктомию. В исследование были включены женщины, у которых индекс массы тела (ИМТ) находился в нижнем диапазоне ниже 25 кг/м2, а также женщины с ИМТ 25 или выше, отнесенные к категории лиц с избыточным весом или ожирением.
Используя иммунофлуоресценцию, исследователи обнаружили, что более высокий ИМТ у женщин с мутациями BRCA положительно коррелировал с повреждением ДНК в клетках молочных желез. Они определили, что метаболические гормоны лептин и инсулин, а также гормон эстроген, который обычно связан с развитием рака молочной железы, были движущими силами этого повреждения ДНК.
Кроме того, ученые обнаружили, что они могут уменьшить повреждение ДНК в образцах тканей в лаборатории, подвергая их воздействию метформина. Известно также, что этот препарат, обычно используемый для лечения диабета 2 типа, подавляет экспрессию ароматазы - фермента, который отвечает за биосинтез эстрогена.
“Метформин является привлекательным вариантом для изучения, потому что он имеет очень ограниченные побочные эффекты, и мы можем подумать о возможности его использования в целях снижения риска”, - отметили авторы. “Однако нам все еще необходимо определить, какие биомаркеры могут быть использованы в качестве четких указаний на снижение риска в этой популяции пациентов, помимо тщательного наблюдения за женщинами на предмет развития рака”.
В дополнение к своим исследованиям тканей человека, исследователи оценили мышей с мутациями BRCA1, чтобы лучше понять, связано ли увеличение повреждения ДНК с ростом раковой опухоли. Ученые обнаружили, что у тучных мышей с метаболической дисфункцией частота образования опухолей была выше, чем у худых мышей. “У мышей с ожирением опухоли не только развились раньше, но и к концу исследования у них в целом чаще развивались опухоли”, - пишут исследователи.
Авторы планируют продолжить изучение механизмов, которые приводят к повреждению ДНК в ткани молочной железы у женщин с мутациями BRCA, и надеются стимулировать клиническое изучение изменений образа жизни или приема метформина у этих пациенток.
3. Gene Variants Plus H pylori Increase Risk of Gastric Cancer (Osterweil N.)
Подсчитано, что половина всех людей в мире инфицированы Helicobacter pylori, бактерией, связанной с повышенным риском развития язвы желудка и рака желудка. Однако, лишь у небольшого процента людей с инфекцией H. pylori в дальнейшем развивается рак желудка.
Теперь команда из Японии сообщает, что специфические мутации в генах, связанных с восстановлением ДНК, в сочетании с распространенной бактериальной инфекцией H. pylori, по-видимому, значительно увеличивают риск развития рака желудка. Новые результаты подразумевают, что наследственный вклад в риск развития рака желудка более важен, чем считалось ранее, говорят редакторы, комментирующие исследование.
Для этого исследования Йошиаки Усуи, из Центра интегративных медицинских наук RIKEN в Йокогаме, Япония, и его коллеги проанализировали образцы биопсии от 10 426 пациентов с раком желудка, а также 38 153 контрольных образца из японского биобанка.
Сначала они изучили связь между раком желудка и патогенными вариантами зародышевой линии в 27 генах, которые, как известно, предрасполагают носителей к раку. Они также рассмотрели комбинированные эффекты патогенных вариантов и инфекции H. pylori и рассчитали совокупный риск среди 1433 пациентов с раком желудка и 5997 лиц контрольной группы из исследовательской базы данных онкологического центра.
Они обнаружили, что патогенные варианты зародышевой линии в девяти генах были связаны с риском развития рака желудка. Это были гены APC, ATM, BRCA1, BRCA2, CDH1, MLH1, MSH2, MSH6 и PALB2. Патогенные варианты зародышевой линии (унаследованные) в этих девяти генах были связаны с гомологичной рекомбинацией, которая включает обмен нуклеотидными последовательностями между двумя похожими или идентичными молекулами ДНК, который происходит во время мейоза и во время восстановления двухцепочечных разрывов ДНК.
Исследователи подсчитали, что совокупный риск развития рака желудка в возрасте до 85 лет среди носителей вариантов, инфицированных H. pylori, составил 45,5%, по сравнению с 14,4% у лиц контрольной группы, которые были инфицированы, но не были носителями патогенных вариантов зародышевой линии. Риск развития рака желудка составлял менее 5% среди лиц без инфекции H. pylori, независимо от их статуса носителя.
"Наши результаты показывают, что у лиц, о которых известно, что они являются носителями патогенного варианта гена гомологичной рекомбинации, выявление и эрадикация инфекции H. pylori могут быть особенно важны", - пишут Усуи и его коллеги.
"Примечательно, что патогенные варианты в генах гомологичной рекомбинации стимулируют онкогенез только в контексте инфекции H. pylori", - пишут рецензенты в сопроводительной редакционной статье. "Это наблюдение имеет многочисленные последствия не только для диагностики, профилактики и, возможно, лечения части случаев рака желудка с патогенными вариантами генов, которые возникают из-за инфекции H. pylori, но и для лучшего понимания биологии других видов рака, возникающих на фоне дефицита гомологичной рекомбинации. Вполне возможно, что были упущены из виду другие повреждающие ДНК факторы окружающей среды, способствующие канцерогенезу человека", - пишут они.
Как известно, устранение симптомов улучшает качество жизни онкопациентов. Нарушение сна, боль, нарушение физических функций, тревога, депрессия и низкий уровень энергии / утомляемость— известные в совокупности как симптомы SPPADE — являются распространенными сопутствующими симптомами у онкологических больных, которым врачи уделяют недостаточно внимания. Авторы крупного популяционного исследования, проведенного Институтом Регенстрифа, клиникой Майо и специалистами Йельского университета, изучили распространенность, тяжесть и развитие симптомов SPPADE, а также их связь с типом рака и характеристиками пациента.
В общей сложности 31 886 онкологических больных были опрошены и обследованы на наличие симптомов SPPADE до, во время или вскоре после амбулаторного приема у онколога. Симптомы были характерны для всех видов рака и социально-демографических показателей.
Среди результатов исследования о шести симптомах SPPADE наиболее важными были следующие:
- Тип рака был связан лишь с небольшими различиями в бремени симптомов, причем более высокое бремя симптомов наблюдалось у пациентов с раком легких, желудочно-кишечного тракта (кроме толстой кишки) и гинекологическим раком.
- Бремя симптомов в целом было одинаковым у пациентов с разными социально-демографическими показателями.
- Частота симптомов у пожилых пациентов не превышала показатель у более молодых.
- Частота появления симптомов не различалась в зависимости от пола.
- Наблюдалась умеренная связь бремени симптомов со статус трудоустройства пациента и более низким уровнем образования.
- Доля пациентов с симптомами варьировалась от 17,5% (депрессия) до 33,4% (утомляемость).
- Комплекс сопутствующих симптомов встречался значительно чаще, чем единичные симптомы: доля пациентов с тремя или более симптомами варьировалась от 45,2% до 68,6%.
"Понятно, что во время напряженного приема обсуждение симптомов, как правило, фокусируется на тех, которые врач считает непосредственно связанными с заболеванием и лечением онкопациента — таких как тошнота, рвота, язвы во рту, невропатия, — а не на сопутствующих симптомах", - сказал научный сотрудник Института Регенстрифа и медицинской школы Университета Индианы. Курт Кронке, автор-корреспондент нового исследования. "Но для больных раком важно знать, что нарушение сна, боль, нарушение физических функций, тревога, депрессия и низкий уровень энергии / утомляемость, хотя, возможно, и связанные с другими факторами в дополнение к их раку, не являются редкостью, и что у нас есть простые способы измерения и эффективные способы управления ими."
Авторы исследования отмечают: "Поскольку симптомы SPPADE широко распространены и их последствия в большей степени связаны с заболеваемостью и качеством жизни, чем со смертностью, важно свести к минимуму гипердиагностику, в то же время оптимизируя лечение пациентов, наиболее нуждающихся в лечении или желающих его получить. Таким образом, при определении приоритетности симптомов, требующих лечения, следует учитывать несколько факторов, включая характеристики симптомов (тяжесть, длительность течения, эффективность лечения, быстрота реакции), а также предпочтения пациента."
Наш обзор завершен. До новых встреч.