Новости
Оториноларингология: обзор зарубежных новостей. Сентябрь-2023
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 25.09.2023
- 544
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня вашему вниманию предлагается обзор зарубежных новостей за сентябрь.
В новом исследовании, опубликованном в JAMA и проведенном исследователями из Brigham and Women's Hospital, было обнаружено, что у пациентов, которым назначали амоксициллин-клавуланат, частота желудочно-кишечных симптомов и дрожжевых инфекций была выше, чем у тех, кому назначали амоксициллин.
Острый синусит является одной из наиболее распространенных причин назначения детям антибиотиков, при этом пациентам в Соединенных Штатах ежегодно выписывают около 5 миллионов рецептов на антибиотики для лечения этого заболевания. Большинство этих назначений приходится на препараты амоксициллин и амоксициллин-клавуланат, но нет единого мнения о том, какой из них следует назначать детям первой линии.
Считается, что амоксициллин-клавуланат лечит более широкий спектр бактерий, чем амоксициллин, но он также связан с большим количеством побочных эффектов со стороны желудочно-кишечного тракта. Ученые также опасаются, что в долгосрочной перспективе чрезмерное назначение амоксициллина-клавуланата может ускорить скорость развития устойчивости бактерий к противомикробным препаратам. Поэтому врачи задались вопросом, перевешивают ли преимущества назначения амоксициллина-клавуланата детям с острым синуситом краткосрочные и долгосрочные риски.
Ученые проанализировали результаты лечения более 300 000 детей, которым был назначен любой из этих двух препаратов. Они обнаружили, что не было никакой разницы в частоте неудач лечения — то есть необходимости проходить новый курс антибиотиков или обращаться за дополнительным лечением синусита или осложнений — между пациентами, которым назначали амоксициллин и амоксициллин-клавуланат.
На самом деле неудачи в лечении были настолько редки (менее 2% назначений), что авторы исследования говорят, что врачи должны быть уверены в том, что любое из этих лекарств излечит случай острого синусита, требующего антибиотиков. Но риск побочных эффектов, особенно желудочно-кишечных симптомов и дрожжевых инфекций, был выше у тех, кому назначали амоксициллин-клавуланат. У пациентов, получавших амоксициллин-клавуланат, риск побочных эффектов со стороны желудочно-кишечного тракта был повышен на 15%, а риск дрожжевых инфекций - на 33% по сравнению с пациентами, получавшими амоксициллин.
Авторы исследования пришли к выводу, что амоксициллин может быть лучшим средством первой линии для борьбы с острым синуситом.
2. Parameters guide treatment for chronic rhinosinusitis with nasal polyps (Gawel R.)
Совместная целевая группа аллергологов и иммунологов выпустила рекомендации по лечению хронического риносинусита с полипами носа, обзор которых был опубликован в журнале Annals of Allergy, Asthma & Immunology. Эти рекомендации также касаются респираторных заболеваний, усугубляемых аспирином, пишут авторы.
Целевая группа разработала практические параметры лечения хронического риносинусита с полипами носа (ХРСПН) после систематического обзора литературы, уделив особое внимание интраназальным кортикостероидам (ИНКС), терапии биологическими препаратами и аспирином после десенсибилизации (АпД) и тому, как эти методы лечения влияют на два важнейших результата - качество жизни, зависящее от заболевания, и оценку симптомов обструкции носа.
Во-первых, целевая группа рекомендовала использовать ИНКС для лечения ХРСПН, что они описали как условную рекомендацию из-за небольшого или умеренного эффекта при критических исходах и низкой достоверности доказательств, особенно в отношении качества жизни и нежелательных явлений, пишут авторы.
Методы введения препаратов по-разному влияли на результаты, которые были важны для пациентов. Например, системы доставки на выдохе (EDS) и ополаскиватели были наиболее полезными для качества жизни. Спреи, EDS, стенты и высокодозные спреи оказывали наибольшее влияние на симптомы. Кроме того, стенты были наиболее полезны для обоняния, за ними следовали EDS, спреи и капли. Стенты и спреи были наиболее эффективны в снижении потребности в проведении спасательной операции, за ними следовала EDS. Наконец, спреи и EDS были наиболее эффективны при определении размеров полипов.
По-видимому, не было никаких различий в нежелательных явлениях при различных методах доставки по сравнению с плацебо, хотя этот вывод был основан на доказательствах низкой или очень низкой достоверности.
Далее, авторы условно рекомендовали использовать биологические препараты, основываясь на умеренно достоверных доказательствах. Авторы пишут, что врачам следует рассмотреть такие варианты, как ИНКС, хирургическое вмешательство и АпД до или одновременно с биологическими препаратами.
Они также считают, что пациенты, чьи симптомы улучшаются без применения биологических препаратов, могут предпочесть продолжить этот курс, чтобы избежать системной терапии, затрат и проблем со страховкой. Но пациенты, которые не видят достаточной пользы от других методов лечения, могут оценить более высокую достоверность и масштаб преимуществ, которые обеспечивают биологические препараты.
Кроме того, пациенты с исходным тяжелым течением заболевания и пациенты, которые ценят улучшение качества жизни и носовых симптомов, связанных с конкретным заболеванием, выше риска побочных эффектов при применении биологических препаратов, могут предпочесть биологические препараты, прежде чем пробовать альтернативные методы лечения, пишут авторы, из-за большей уверенности в величине преимуществ.
Дупилумаб (Dupixent; Sanofi Genzyme/Regeneron) и омализумаб (Xolair; Genentech, Novartis) показали наибольшие преимущества в отношении качества жизни, зависящего от конкретного заболевания. Кроме того, дупилумаб, омализумаб и меполизумаб (Nucala, GSK) были наиболее эффективны при оценке назальных симптомов. Дупилумаб в наибольшей степени улучшил обоняние, за ним следуют меполизумаб, омализумаб и бенрализумаб (Fasenra, AstraZeneca). Дупилумаб также в наибольшей степени снизил потребность в пероральных кортикостероидах и операции по удалению полипа, за ним последовали меполизумаб и бенрализумаб.
Целевая группа добавила, что биологические препараты также были безопасны и более эффективны, чем АпД, при этом частота побочных эффектов существенно не отличалась от плацебо, хотя авторы назвали достоверность этих данных низкой или очень низкой.
Авторы также написали, что без последующей продолжительной ежедневной терапии аспирином десенсибилизация аспирином сама по себе считалась неэффективной. Кроме того, пациенты с респираторными заболеваниями, усугубляемыми аспирином (AERD), и ХРСПН выиграли бы от АпД по сравнению с отсутствием АпД, хотя эта рекомендация была условной из-за умеренной достоверности доказательств.
Авторы писали, что качество жизни и носовые симптомы улучшились при десенсибилизации аспирином по сравнению с плацебо, но не было никакой разницы в улучшении обоняния, равно как и не было никакого уменьшения потребности в пероральных кортикостероидах или спасательной операции.
Авторы продолжают, что риски кровотечений и побочных эффектов со стороны желудочно-кишечного тракта также увеличивались при приеме АпД по сравнению с плацебо, поэтому врачам следует также обсуждать их при совместном принятии решений с пациентами. ИНКС, операция, биологические препараты и антилейкотриены - это варианты для пациентов с ХРСПН и AERD, которые хотят избежать этих побочных эффектов, пишут авторы, но пациенты с состояниями, требующими нестероидных противовоспалительных препаратов, могут предпочесть АпД.
Недавнее исследование показало, что антитело к BNLF2b (P85-Ab) является многообещающим новым биомаркером для скрининга карциномы носоглотки, обладающим более высокой специфичностью, чувствительностью и положительным защитным действием по сравнению со стандартным методом с использованием двух антител. Результаты были опубликованы в The New England Journal of Medicine.
Предполагается, что диагностику карциномы носоглотки и выживаемость пациентов можно улучшить путем популяционного скрининга бессимптомных лиц с ДНК или антителами к ВЭБ (вирусу Эпштейна–Барр). Однако даже в районах, где ВЭБ является эндемичным, положительная прогностическая ценность существующих стратегий скрининга неудовлетворительна.
Группа авторов из Китая разработали библиотеку пептидов, представляющих высокоранговые В-клеточные эпитопы кодирующих ВЭБ последовательностей, для идентификации новых серологических биомаркеров рака носоглотки.
После ретроспективного исследования "случай–контроль" была проведена валидация эффективности нового биомаркера P85-Ab в рамках крупномасштабной программы проспективного скрининга и проведено сравнение со стандартным методом скрининга на основе двух антител (ядерный антиген EBV 1 [EBNA1]-IgA и вирусный капсид-специфический антиген EBV [VCA]).–IgA).
Исследование привело к следующим выводам:
- Среди 24 852 подходящих участников проспективной когорты было выявлено 47 случаев рака носоглотки (38 на ранней стадии).
- P85-Ab был наиболее многообещающим биомаркером для скрининга карциномы носоглотки с высокой специфичностью (99,6%) и чувствительностью (94,4%).
- P85-Ab показал более высокую чувствительность, чем метод с двумя антителами (97,9% против 72,3%; соотношение 1,4), более высокую специфичность (98,3% против 97,0%; соотношение 1,01) и более высокую положительную прогностическую ценность (10,0% против 4,3%; соотношение 2,3).
- Комбинация P85-Ab и метода с двумя антителами заметно увеличила положительную прогностическую ценность до 44,6% при чувствительности 70,2%.
"В ходе исследования P85-Ab был идентифицирован как новый биомаркер для скрининга карциномы носоглотки с более высокой специфичностью, чувствительностью и положительной прогностической ценностью", - написала команда исследователей. "Высокая положительная прогностическая ценность может повысить приемлемость, экономическую эффективность и возможности скрининга карциномы носоглотки". Они добавили: "Сочетание P85-Ab с другими биомаркерами может еще больше повысить положительную прогностическую ценность скрининга карциномы носоглотки и в конечном итоге снизить заболеваемость, связанную с карциномой носоглотки".
При этом авторы отметили некоторые ограничения исследования. Некоторые случаи рака носоглотки были диагностированы с помощью привязки к онкологическому регистру, а не эндоскопического обследования. Относительно короткое наблюдение (от 6 до 18 месяцев) в проспективной когорте. Кроме того, оценка P85-Ab была проведена только в Чжуншане, районе с одним из самых высоких в мире показателей заболеваемости раком носоглотки.
4. Clinical severity staging system may aid treatment selection for Meniere disease (Solomon L.)
Согласно исследованию, опубликованному в журнале Otolaryngology—Head and Neck Surgery, трехфакторная комплексная система определения степени тяжести заболевания может оптимизировать выбор лечения для пациентов с болезнью Меньера.
Авторы стремились выявить клинически важные факторы, связанные с ответом на консервативное лечение при болезни Меньера, и разработать комплексную систему определения степени тяжести заболевания. В исследование были включены 78 пациентов.
Исследователи обнаружили, что 63% пациентов были чувствительны к консервативной терапии. Более высокие показатели отсутствия головокружения или его легкой степени тяжести (24%) и сопутствующих заболеваний (27%), а также более низкая доля потери слуха (19%) были отмечены среди пациентов, реагирующих на лечение, по сравнению с пациентами, не реагирующими на лечение. Трехэтапная система, которая объединила эти факторы, продемонстрировала градиент ответа на лечение в диапазоне от 100% для 1-й стадии (11 пациентов), 64% для 2-й стадии (56 пациентов) и 18% для 3-й стадии (11 пациентов).
"Комплексная система определения клинической тяжести, включающая эти три фактора, может быть использована для оптимизации выбора лечения и содействия ориентированному на пациента ведению болезни Меньера", - пишут авторы.
Наш обзор завершен. До новых встреч