Новости
Педиатрия: обзор зарубежных новостей. Декабрь
- 25.12.2020
- 1118
Приветствую всех педиатров в нашем блоге. Сегодня обсудим некоторые зарубежные публикации последних месяцев.
1.Is vitamin D deficiency a risk factor for COVID‐19 in children? (Yılmaz K., Şen V.). Предлагаю начать с такой актуальной на сегодняшний день проблемы как особенности COVID‐19 у детей. Авторы статьи обсуждают роль дефицита витамина Д в качестве фактора риска развития новой коронавирусной инфекции у детей1. Для выяснения этого вопроса был проведен сравнительный анализ уровня витамина Д в сыворотке крови у 40 детей с подтвержденной инфекцией COVID‐19 и 45 здоровых детей. В результате было установлено, что пациенты с COVID-19 имели значительно более низкие уровни витамина D - 13,14 мкг/л (4,19–69,28), чем пациенты из группы контроля - 34,81 мкг/л (3,8–77,42) (р < 0,001). Кроме того, у пациентов с COVID-19 отмечались достоверно более низкие значения сывороточного фосфора по сравнению с контролем (4,09 ± 0,73 против 5,06 ± 0,93 Ед / л, р < 0,001). Интересной находкой является и выявленная авторами отрицательная корреляция между выраженностью лихорадки и уровнем витамина D у пациентов COVID-19 (r = -0,358, p = 0,023). В заключении исследователи предлагают пока воздержаться от однозначных выводов о роли витамина Д в развитии коронавирусной инфекции. Они подчеркивают необходимость дополнительных исследований для оценки связи витамина D с клиническими и лабораторными особенностями заболевания и его влиянием на смертность у детей.
2.Sun Exposure in Children: Balancing the Benefits and Harms (A.K. Jindal, A. Gupta, K. Vinay, A. Bishnoi). Продолжим статьей индийских коллег, в которой они рассматривают как пользу, так и возможные негативные последствия пребывания детей на солнце2. Эта проблема приобретает особую актуальность в последние дни, поскольку многие родители стремятся поехать со своими детьми на новогодние каникулы в жаркие страны с высокой инсоляцией. Обычно это решение мотивируется пользой пребывания ребенка на солнце – выработка витамина Д, повышение иммунитета и т.д. Однако, уже вводная часть анализируемой статьи наводит на некоторые размышления о рациональности этих доводов. Авторы, со ссылками на литературные источники, отмечают, что, хотя и существует распространенное мнение о необходимости пребывания на солнце для выработки необходимого количества витамина Д, этот факт не находит достаточного подтверждения на практике. В качестве аргумента они приводят данные о широкой распространенности дефицита витамина Д в Индии (причем среди разных групп населения), несмотря на высокую инсоляцию. Также они обращают внимание на негативные последствия, связанные с воздействием солнечного света (например, фотостарение, предрасположенность к раку кожи, катаракте, повреждению сетчатки и аутоиммунным заболеваниям). Далее в форме вопросов и ответов обсуждается время пребывания на солнце, необходимое для выработки витамина Д у детей; возможность пребывания на солнце грудных детей, необходимость использования защитных средств (в том числе рекомендации Американской ассоциации педиатров).
3.Breastfeeding restored the gut microbiota in caesarean section infants and lowered the infection risk in early life (C. Guo, Q. Zhou, M. Li, et al.). Следующая публикация посвящена не теряющей своей актуальности проблеме грудного вскармливания3. Хотя, на первый взгляд, практически все аспекты грудного вскармливания на сегодняшний день хорошо изучены, регулярно появляются новые сведения, подтверждающие его пользу и эффективность. В частности, авторы анализируемой статьи выявили возможность нормализации микрофлоры кишечника в результате грудного вскармливания у детей, родившихся путем кесарева сечения. Они провели анализ 207 образцов фекалий от 41 ребенка в 6 временных точках (1, 3 и 7 дней и 1, 3 и 6 месяцев после рождения). Дети были разделены на четыре группы в зависимости от способа родоразрешения (кесарево сечение или вагинальное родоразрешение) и режима кормления (грудное вскармливание или молочная смесь). В результате было установлено, что бактериальное разнообразие мекония было несколько выше в группе кесарева сечения. Авторы идентифицировали три паттерна кишечной микрофлоры, включая паттерны с преобладанием эшерихии/шигеллы-стрептококка, бифидобактерии-эшерихии/шигеллы и бифидобактерии, которые постепенно менялись с течением времени. Кроме того, у детей из группы кесарева сечения бифидобактерии встречались в меньшем количестве, чем у детей из группы вагинального родоразрешения. Однако, через несколько месяцев в подгруппе детей, родившихся путем кесарева сечения и получавших грудное вскармливание, была выявлена постепенная нормализация состава кишечной микрофлоры. Клинически это проявлялось снижением у них частоты инфекций дыхательных путей и диареи.
4.Dose-dependent effect of human milk on Bronchopulmonary dysplasia in very low birth weight infants (Y. Xu, Z. Yu, Q. Li et al.). Еще одной работой, посвященной значимости грудного вскармливания при различных заболеваниях и патологических состояниях у детей, является статья китайских коллег4. В ней обсуждается вопрос дозозависимого влияния грудного молока на бронхопульмональную дисплазию у детей с очень низкой массой тела при рождении. Авторы провели ретроспективное когортное исследование недоношенных детей с гестационным возрастом ≤ 34 недель и массой тела при рождении < 1500 г. Путем многофакторного анализа было проведено сравнение результатов влияния ежедневных градуированных доз (1-24 мл/кг/ сут, 25-49 мл/кг/ сут и ≥ 50 мл/кг/ сут массы тела) грудного молока на неонатальные исходы в течение первых 4 недель жизни по сравнению с контрольной группой недоношенных детей, которые вскармливались смесями. В результате было установлено, что у детей, ежедневно получавших максимальный объем грудного молока (≥50 мл/кг/ сут), отмечалась более низкая частота бронхолегочной дисплазии (БЛД) по сравнению с новорожденными, вскармливаемыми смесью (27,5% против 40,1%, Р = 0,001). У них также реже выявлялась умеренная и тяжелая бронхолегочная дисплазия (8,9% против 16,1%, Р = 0,004), некротизирующий энтероколит (3,8% против 10,8%, Р = 0,001), поздний сепсис (9,3% 19,7%, Р <0,01) и задержка постнатального роста (38,5% против 57,6%, Р <0,01). Кроме того, авторы показали, что новорожденные, получавшие ≥50 мл/кг/ сут грудного молока, имели более низкие шансы развития всех перечисленных состояний.
5.Association Between Epidural Analgesia During Labor and Risk of Autism Spectrum Disorders in Offspring (C. Qiu, J.C. Lin, J.M. Shi). Весьма актуальной современной проблемой являются и расстройства аутистического спектра (РАС), что в значительной степени обусловлено их не до конца изученным этиопатогенезом. Авторы статьи попытались выявить взаимосвязь между применением эпидуральной аналгезии в родах и развитием аутизма у ребенка в последующем5. В результате проведенного ретроспективного лонгитюдного когортного исследования, включившего сведения о 147 895 детей, родившихся вагинально, было установлено, что проведение эпидуральной анестезии во время родов может быть связано с повышенным риском развития РАС у детей. При этом авторы указывают, что риск развития РАС увеличивается по мере увеличения продолжительности эпидуральной анестезии.
На этом сегодняшний обзор завершаю. Поздравляю всех с наступающим Новым годом и до новых встреч в январе.