Новости
Терапия: обзор отечественных публикаций. Октябрь-2022
Фото из открытого источника (Яндекс-картинки)
- 05.11.2022
- 642
Приветствуем всех коллег в нашем блоге. Ознакомьтесь пожалуйста небольшим обзором отечественных публикаций за последние месяцы.
Цель. Оценить наличие основных факторов риска, ассоциированных клинических состояний, степень поражения органов-мишеней у пациентов с артериальной гипертонией в зависимости от перенесённой новой коронавирусной инфекции.
Материалы и методы. В ретроспективное когортное исследование были включены 284 пациента с артериальной гипертонией, из которых 162 перенесли новую коронавирусную инфекцию. Пациенты, перенёсшие новую коронавирусную инфекцию, были разделены на группы в зависимости от тяжести заболевания. Критериями включения были наличие артериальной гипертонии в анамнезе и/или приём антигипертензивной терапии.
Результаты. У пациентов с гипертонией, перенёсших новую коронавирусную инфекцию, чаще встречаются такие факторы риска как курение, избыточная масса тела, ранняя менопауза по сравнению с пациентами с АГ без указаний на перенесённую COVID-19. При сравнении пациентов с различной тяжестью новой коронавирусной инфекции повышенный уровень мочевой кислоты и гиперхолестеринемия ассоциировались с более тяжелым течением COVID-19 (p<0,05). Пациенты с наличием хронической болезни почек, цереброваскулярных болезней, значимого атеросклеротического поражения брахиоцефальных артерий, а также сахарного диабета 2 типа имели больший шанс летального исхода от новой коронавирусной инфекции (p<0,05). Достоверной разницы между сравниваемыми группами по распространённости ишемической болезни сердца, фибрилляции предсердий, хронической сердечной недостаточности, а также характеру суточного профиля АД и тяжелым течением COVID-19 получено не было.
Заключение. Наличие сахарного диабета 2 типа, хронической болезни почек, цереброваскулярных болезней, значимого атеросклеротического поражения брахиоцефальных артерий, а также гиперурикемии или гиперхолестеринемии у пациентов с АГ статистически значимо увеличивает риск тяжёлого течения новой коронавирусной инфекции.
Головные боли сосудистого генеза часто представляют собой сложную проблему для практикующего врача, так как обычно отличаются сложным мультифакторным патогенезом, в котором чисто сосудистый компонент является лишь одним из элементов патогенеза.
Авторы отмечают, что при первично нормальном АД большая часть неспецифических цефалгических синдромов обусловлена не чисто сосудистыми механизмами, а вторичными проявлениями биомеханических блоков и триггерных точек. Среди биомеханических нарушений наиболее часто отмечается синдром функционального блока верхней апертуры грудной клетки (ФБ ВАГК). Этот синдром чаще встречается у лиц определенных профессий вследствие хронических статико-динамических перегрузок шейного отдела позвоночника и зоны цервико-токарального перехода, мышечно-тонического дисбаланса в области шеи, плечевого пояса и грудной клетки; у пациентов, страдающих бронхолегочными заболеваниями, гипотериозом, сахарным диабетом, ожирением; у лиц, имеющих кранио-цервикальные и торакальные травмы в анамнезе; у женщин в период грудного вскармливания, в иных случаях быстрого увеличения молочных желез, а также у пациентов с депрессивными, тревожно-мнительными изменениями личности разного генеза и различной степени выраженности.
Весьма значимым фактором для развития и хронизации синдрома ФБ ВАГК и головных болей является наличие у пациента изменений психического статуса, в первую очередь невротического регистра и депрессий.
При гипотонической болезни часто отмечается разлитая непульсирующая боль, которая сопровождается резкой слабостью, тошнотой. Дискомфорт в области головы и головная боль появляются по утрам, во время пробуждения. К вечеру состояние пациента обычно улучшается. Могут отмечаться тревога, сердцебиение.
Вышесказанное, по мнению авторов, обусловливает необходимость ведения пациентов с цефалгией мультидисциплинарной командой, включающей как минимум невролога, терапевта, врача функциональной диагностики, мануального терапевта или остеопата и врача восстановительной медицины. Также весьма значимым может быть участие нейропсихолога или психиатра.
3. Кашель: некоторые аспекты патогенеза и терапевтические подходы (Чикина С.Ю.)
Данная статья представляет собой обзор литературы, посвященный проблемам ведения больных с острым кашлем. Представлены классификация кашля, основные причины острого и подострого кашля, современный взгляд на этиологию и патогенез хронического кашля.
Кашель – важный защитный механизм, однако при острых и хронических заболеваниях бронхолегочной системы кашель существенно снижает качество жизни и вызывает многочисленные осложнения. Наиболее распространенной причиной острого и подострого кашля являются респираторные вирусы. В настоящее время хронический кашель объясняется теорией кашлевой гиперчувствительности, согласно которой хронический рефрактерный кашель представляет собой результат повышенной чувствительности кашлевых рецепторов.
До установления причины хронического кашля, а также при лечении больных с острым и подострым кашлем часто требуется симптоматическая терапия с применением супрессантов кашля, которые устраняют повышенную активность кашлевого рефлекса до нормального уровня независимо от этиологии кашля, хотя и не влияют на патофизиологические механизмы кашля, либо с использованием комбинированных препаратов с супрессивным и отхаркивающим эффектом.
Периферические супрессанты снижают активность периферических кашлевых рецепторов слизистой оболочки верхних дыхательных путей за счет смягчения, увлажнения и обволакивания. К центральным супрессантам кашля относится бутамират. Центральные ненаркотические супрессанты кашля в разнообразных комбинациях с муко- и бронхолитиками и антигистаминными препаратами входят в состав многих противокашлевых средств.
Бутамират обладает неспецифическим антихолинергическим и, следовательно, бронходилатирующим эффектом. В статье представлен обзор клинических исследований эффективности бутамирата, из которых следует, что препарат способен эффективно сокращать частоту и выраженность кашля, причем как у взрослых, так и у детей. Кроме того, бутамират входит в состав некоторых комбинированных препаратов для лечения кашля. Например, комбинация бутамирата и гвайфенезина позволяет уменьшить тяжесть непродуктивного кашля, увеличить гидратацию бронхиального эпителия и стимулировать откашливание мокроты.
В заключении автор резюмирует, что кашель представляет собой многофакторное явление, нередко требующее сложной длительной диагностики и персонифицированного подхода к терапии.
Важной особенностью патогенеза тяжелого течения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) является разнообразие нарушений в свертывающей системе крови, что характеризуется усилением тромботических и микрососудистых осложнений. Аномальная коагулопатия напрямую взаимосвязана с риском летального исхода у больных COVID-19. Пациенты с COVID-19 имеют разнообразные изменения системы гемостаза, подобно синдрому диссеминированного внутрисосудистого свертывания (ДВС), тромботической микроангиопатии или антифосфолипидному синдрому, что является результатом сочетания воспаления с эндотелиальной дисфункцией, тромбоцитопенией потребления, тромбозом сосудов микроциркуляторного русла. Точный механизм коагулопатии, связанной с COVID, все еще выясняется, но, учитывая вероятную многофакторность этиопатогенеза, потенциирующие взаимодействия между иммунной системой и системой гемостаза в настоящее время возможно использование термина ковид - ассоциированная коагулопатия.
В статье описан летальный случай 51-летнего мужчины с тяжелой тромбоцитопенией, значительным повышением фибринолитической активности системы гемостаза, развитием кожно-геморрагического синдрома и тромботических осложнений (инфаркт миокарда), вероятно связанных с развитием ДВС-синдрома на фоне тяжелого течения COVID-19, осложненного тяжелым острым респираторным синдромом (ТОРС). По мнению авторов, выявленное на аутопсии атеросклеротическое поражение коронарных артерий у пациента с факторами кардиоваскулярного риска (ожирение, декомпенсированный сахарный диабет 2 типа, артериальная гипертензия) делает ИБС основной причиной развития атеротромбоза у данного пациента. Эти факторы (ТОРС, сепсис, ДВС-синдром, атеротромбоз) создали «порочный круг», приведший к неблагоприятному исходу заболевания у данного пациента.
Этот случай подчеркивает необходимость дополнительных исследований механизмов развития коагулопатии при COVID-19 для предотвращения тяжелого течения заболевания и летальных исходов.
На этом обзор завершаю. До новых встреч.